Мы все — хорошо замаскированные грешники.
Часто ли мы поверяем усвоенные нами некогда представления о практике поста со Священным Писанием? Или мы привыкли отмахиваться от наставлений святых отцов, как от адресованных исключительно монахам? А оказывается, многие наши великопостные стереотипы — от лукавого. Как поститься для Бога, а не для себя, определить собственную меру поста, не унывать, не раздражаться, сохранять благодать? Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев на встрече в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в рамках программы «Основы теологического образования» ответил на вопросы слушателей Высших Богословских Курсов. Известный миссионер обильно цитирует в своих пастырских беседах Слово Божие, к чему призывает он и своих собеседников: «В богословии мы обречены на плагиат».
-Отец Олег, скоро начинается Великий пост. Как провести его с наибольшей духовной пользой?
-Что сказано о посте в Святом Евангелии? «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16—18). Главное условие душеполезного говения — поститься перед Богом.
Важно помнить, что воздержание в пище — лишь одно из условий поста, но не более того. Основная же цель поста — покаяние! Мы знаем, что если постящийся не будет иметь мира в душе, то пост не принесет ему никакой пользы. А ведь именно во время поста некоторые христиане становятся агрессивными и крайне раздражительными. Они превращают свое пощение в повод для склок и распрей на кухне. Писание категорично в этом вопросе! Сказано: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога»(Рим. 14:3—6). Если во время поста христианин не делает нравственного вывода, не обнажает моральные язвы своей души для их искоренения, то таковой постится не для Бога, а для себя, для своих собственных, ему одному известных целей. Написано: «Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, — для Меня ли вы постились? для Меня ли?»(Зах. 7:5).
-А как понять, для Господа ты постишься или для себя?
-Для себя постятся те, кто делает это из уважения или из-за страха перед родителями, или начальниками, для человеческого прославления, как это делали книжники и фарисеи, или для самолюбования. Все такие формы поста не угодны Господу и не приносят человеку никакого благословения. Пост есть время наиболее благоприятное для нашего исправления и возрастания в истине. Сын Божий учил: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), то есть очиститься от бесовских влияний мы можем, совместив с усиленным постом усиленную молитву. Во время поста необходимо также более активно заниматься и благотворительностью (подачей милостыни). Сказано:«Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото» (Тов. 12:8).
О благотворении во время поста и необходимости нравственного перерождения говорил и пророк Исайя. Он осуждал тех, которые использовали время поста для изнурения своего тела и обращали меньше внимания на необходимость нравственного возрождения. Исайя говорил не от своего имени, а от Имени Божия, поэтому эти его слова надо воспринимать как слова Самого Бога. Сказано: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, — день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя»(Ис. 58:3-8).
-Новоначальным трудно определиться с мерой воздержания. Что бы вы им посоветовали?
-Детям и новоначальным христианам, которым трудно поститься, нужно выбрать свою собственную форму поста. Если человек не может отказаться от мясной пищи, то пусть откажется от курения, дети могут отказаться от жвачки на время поста. Каждый сам должен сесть и поразмыслить: от чего он может отказаться на время поста. Любое такое решение будет приятно Богу.
К слабым в вере Господь относится с терпением и сердечным вниманием. Сказано: «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит...» (Мф. 12:20), то есть если твоя религиозность, как трость надломленная, ткни ее — и она сломается; или как лен курящийся, махни на него — и он погаснет. Но для Господа дорога любая форма проявления религиозного чувства, и каждое религиозное решение, принимаемое в преддверии поста, угодно Ему.
Горе тем, которые совсем не постятся! В древнехристианской книге «Пастырь Ерма» сказано: «Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий и угодный Богу пост, и жить будешь с Богом».
-Как правильно расставить для себя акценты в великопостное время, чтобы, скрупулезно соблюдая внешнюю сторону поста, не забыть о духовной его стороне?
Приводите себе на ум слова из Писания: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Слова«сие надлежало делать, и того не оставлять» означают, что во всем надо исполнять не только внешнюю сторону, но и внутреннюю, которая в религиозной жизни всегда должна преобладать над внешней обрядовой.
Свт. Василий Великий учил: «Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближения должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так, чтобы воздержание от пищи было дополнением к подвижничеству». Вы слышите, братия и сестры?! Воздержание от пищи — только дополнение, а главное в посте — суд и милость: суд над собою и милость по отношению ко всем другим. Оказывается, скоромным во время поста является не только колбаса, но и любой пустой разговор; не только котлета, но и любое грубое или ругательное слово. Если мы это поймем, то и начнем поститься по-настоящему.
Нельзя во время поста быть мрачным и неприветливым. В старину православные служили во время поста не в мрачных ризах, а в светлых. Господь не хочет, чтобы во время поста мы погружались в фанатический мрак. Пост — это весна души! Так учили древние. Время покаяния, оно же и время радости. Радости о спасающем нас Господе. Но теперь, на все дни поста, эта радость будет тихою и благостною, по-русски задумчивой и спокойной. То, что пост может быть радостным событием, об этом знали даже древние ветхозаветные пророки. Так, например, Господь Бог учил чрез пророка Захарию: «Так говорит Господь Саваоф: пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:19).
Навык общаться с Творцом
-Отец Олег, в одной из своих книг вы пишете, что в Царствии Небесном все будет не так, как здесь, на земле.
А какие из здешних навыков там пригодятся?
-Да, я действительно пишу, что там все будет не так, как здесь, ссылаясь на слова апостола Павла:«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Но далее апостол Павел пишет:«А нам Бог открыл [это] Духом Своим» (1 Кор. 2:10).
Духом Святым совершаются все Таинства Церкви, и через участие в Таинствах мы тем или иным образом всегда соприкасаемся с будущим веком. Один пожилой, ныне уже покойный, священник говорил мне, что в будущей жизни мы будем с тоской вспоминать Причастие здесь, так как там мы уже не сможем причащаться. В Таинстве Причастия мы предвосхищаем вечную жизнь. Православный христианин причастником вечной жизни становится уже здесь, на земле, когда он участвует в Таинствах Церкви.
Собственно говоря, состояние святости — это нормальное состояние, которое переживает каждый православный христианин после Таинств Исповеди и Причастия. Священники за литургией, когда поднимают Тело Христово, возглашают: «Святая Святым!» И когда после исповеди вы с очищенной совестью приступаете к Евхаристии, вы подобны святым. Наше отличие от святых в том, что мы не можем долго сохранять это состояние святости. А святые имели навык достаточно долго пребывать в единении со Христом.
Поэтому я своим прихожанам говорю: не задавайте глупых вопросов. Как стяжать благодать Духа Святаго? Это очень наивный вопрос. Лучше спрашивайте: как сохранить? Потому что как стяжать — мы все знаем: в состоянии греха ты идешь на исповедь, принимаешь епитимью, готовишься ко Причастию, молишься, говеешь... Причащаешься — вот ты и стяжал состояние святости. Но как его не потерять? Иногда человек еще не вышел из храма, а уже кого-то осудил, обиделся... Надо воспитывать в себе навык сохранения благодати от Причастия до Причастия.
Были святые, которые до 40 лет могли сохранять в себе благодать. Например, Мария Египетская. Но древние считали, что и она со временем ее теряла. Я видел старинные фрески: когда Мария сразу после Причастия уходит в пустыню, нимб у нее золотой, а когда проходит 40 лет, он у нее блекнет. И вот Господь посылает старца Зосиму, когда она подходит ко Причастию, нимб у нее только обозначен, а после Таинства он снова сияет. Подлинная святость — это и есть навык сохранения благодати от Причастия до Причастия.
-Как стяжать навык сохранения благодати?
-Могу поделиться секретом. Мы можем сыграть на своем корыстолюбии: легко теряем то, что нам легко далось. Если вы прочитаете Последование ко Причащению, один день попоститесь, причаститесь — вы сразу же, скорее всего, потеряете благодать. А вот если вы три дня будете говеть, неотступно молиться на утреннем и вечернем правиле, прочтете все три Канона и Последование... Возьмите себе за правило вычитывать все! Как ни странно, это помогает.
Я обычно советую не делить Каноны по дням, а читать все за раз: прийти с вечерней службы и прочитать сразу три Канона, Последование и вечерние молитвы. У меня на все уходит времени около полутора часов. Наши прихожане жалуются: «У нас очень длинные утренние и вечерние молитвы».
А я им говорю: «Засеките время по будильнику, сколько вы их читаете?» Приходят: «Ой, оказывается 15—20 минут». Ко мне так один мужчина подошел и сказал:
Я понял: Бог есть!
Что случилось?
Я как на молитву вечернюю становлюсь, меня сразу же в сон клонит, коленки подгибаются, стою, потом обливаюсь, подпираю себя как могу... Только прочитал — звонок, и я два часа болтаю ни о чем... и тут: стоп! А что ж с тобой было, когда ты так на молитве мучился? Я понял: если дьявол меня так атакует эти 15 минут, а потом я два часа болтаю по телефону, и сна ни в одном глазу, значит, Бог есть!
Точно так же нам, особенно новоначальным, дьявол внушает, например, про Псалтырь, что это такая книга, которую и за год не одолеть. Прочитывается за один день! Я рекомендую новоначальным обязательно раз в месяц прочитывать за день всю Псалтырь. Выбрать день, встать в семь утра и прочитать первые 50 псалмов — очень легко поутру читаются! После 12 часов прочесть следующие 50. Это самое сложное — читать второй пятидесяток. Вечером после шести — последние 50 псалмов. Сложно здесь только в чтении до самого протяженного заупокойного псалма, а потом, как с горочки на саночках, псалмы все меньше и меньше, ритмичнее под конец.
Псалтырь, если ее читать полностью, заменяет весь суточный богослужебный круг, все возможные и невозможные молитвенные правила. И когда вечером человек, прочтя полностью, закрывает эту книгу, он испытывает такой насыщенности духовную радость, что он просто «подсаживается» на это состояние.
Я молодежи говорю: «Вожделейте молитву. Вожделейте пост. Вожделейте чистоту. Вожделейте чтение Псалтыри». Когда человек однажды испытал эту полноту молитвенного благодарения, он начинает тосковать по такому состоянию, как мы тоскуем по мясопустным дням. Чувствовали? Когда пост заканчивается, разговляешься, начинаешь тосковать. Потому что когда постился, пусть было тяжело, трудно, но и радостно! А разговляешься — и можешь эту радость потерять. Тем более если вспомнить, как наш русский человек разговляется.
У меня есть знакомый, он, когда постится, не пьет, не курит... А вот когда разговляется, его отбрасывает, словно во времена до его крещения. Такое разговление очень опасно. Бог не любит наши неудержимые праздники. У пророка Исаии сказано:«беззаконие — и празднование!» (Ис. 1:13). Богу не угодно, чтобы разговение превращалось в разгул. Надо вырабатывать в себе вкус к молитвенной жизни, к чтению Священного Писания.
-Как надо читать Библию?
-Кто из вас здесь прочел все Священное Писание от начала до конца? (Вопрос в зал.) Никто. Тут такая ситуация: человек читает Бытие — нормально. Исход до 20 главы — нормально, после 20-й он начинает буксовать. Потом начинает листать начало Книги Иисуса Навина, потом пролистывает Второзаконие. Потом через месяц—два открывает Евангелие от Матфея. На Марке он останавливается: чувствует повторение. Потом он, конечно, начинает читать Апокалипсис, и его хватает до 3 главы... Потом он смотрит Исайю... Так не читают Библию! Купите себе Библию с приемлемым для вас размером шрифта. В ней обязательно должны быть закладки. Библия прочитывается от начала до конца под закладку. Первый раз, когда прочитываете, не старайтесь ничего запомнить и даже не пытайтесь ничего понять. Амвросий Оптинский говорил: «Когда читаешь Евангелие — понимаешь ли, не понимаешь — ты получаешь награду». Причем некоторые святые отцы учили, что, если человек читает Писание и понимает, что там написано, он получает награду от Бога. Но если человек не понимает, но продолжает читать, он еще большую награду получает от Бога. Потому что тот, кто понимает, он и так интеллектуально наслаждается своим пониманием, а тот, кто, преодолевая свое непонимание, с усилием продирается сквозь текст, у Бога обретает большую милость.
А если по ходу прочтения возникают вопросы?
Когда вы в первый раз читаете Библию, старайтесь ни на чем не останавливаться, ничего не уточнять. Все вопросы по тексту оставьте для второго прочтения. И то, при втором прочтении выписывайте вопросы в тетрадку, которая всегда должна лежать под рукой. Но прежде чем эти вопросы задать священнику, вы должны сами в третий раз прочитать Библию! А потом уже пойти к священнику и обсудить с ним оставшиеся вопросы.
Сколько по времени занимает чтение Библии?
Библию можно прочитать за три дня. За неделю — спокойно. Когда вы начинаете входить в этот текст, то ощущаете, что он обладает своей внутренней поэтикой, ритмичностью, он начинает взаимодействовать с вами, и читать становится легче. В разные периоды жизни нам нравятся разные части Священного Писания. Не знаю почему, но когда я был семинаристом, мне очень нравилась Книга Второзаконие. Я ее мог за раз всю прочитать. А когда мне было лет 35, мне открылся пророк Исайя. Потом — «Послание к Римлянам» апостола Павла, Апокалипсис. Евангелие от Матфея проходит через всю мою жизнь. Я уже не считаю, сколько я по нему лекций прочитал. По Бытию у меня написано четыре собственных книги, по лекциям тоже уже сбился со счету. Но в любом случае я всегда точно знаю, на какой странице я сейчас читаю Библию. Кто из вас помнит, где он остановился в чтении Священного Писания? (Вопрос в зал.)
Я на 4-й главе пророка Исаии.
Очень хорошо. Я на 3-й главе пророка Иезекииля. Всего одна рука? Очень важно всегда знать, где ты сейчас читаешь Священное Писание, потому что если ты этого не знаешь, значит, ты не общаешься со Словом Божиим.
Мы должны развивать в себе навык мыслить в смысловых конструкциях Библии. Наши предки учились разговаривать — не просто читать- писать, а мыслить и разговаривать — по Псалтыри! Когда нашли новгородские берестяные грамоты XI—XV вв., то специалисты, которые изучали по ним повседневные проблемы, установили, что самой читаемой книгой на Руси была Псалтырь. Даже о бытовых вещах люди говорили предложениями, которые были построены в соответствии с языковыми конструкциями Псалтыри.
Когда человек постоянно читает Священное Писание, регулярно читает утреннее и вечернее правило, он вдруг себя ловит на том, что те или иные молитвенные слова вызывают определенные библейские ассоциации. Любое слово — «беззаконие», «зачат» и др. — выстраивают в твоем сознании целую череду других слов. Особенно молитвы на церковнославянском языке обладают такой ритмической поэтикой, которая начинает жить в твоем сознании и подсознании. Иногда целые молитвенные фразы всплывают в сознании, когда ты о чем-то думаешь или говоришь. Это навык нормальной молитвенной жизни в непрерывном общении со Словом Божиим.
Преосуществление как смысл жизни
Как относиться к тому, что жизнь как была, так и остается греховной?
В чем разница между верующим и неверующим? Грешит и тот и другой. Апостол Павел пишет:«Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим. 3:9). Кстати, когда будете читать Послание к Римлянам апостола Павла, подставляйте вместо слова «иудей» — верующий, а вместо «еллин» — неверующий. Ибо, как он пишет,«какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, — отвечает, —а наипаче в том, что им вверено Слово Божие» (Рим. 3:1—2). Но ведь согрешают и верующие и неверующие. В чем же все-таки наше отличие? С чем мы справляемся на исповеди?
-С грехом как содеянным поступком.
-А почему тогда мы причащаемся «во оставление грехов», если на исповеди грехи были нам отпущены?
На исповеди отпускаются грехи как поступки. А в Таинстве Причастия попаляется сама наша склонность ко греху, механизм греха, то, что апостол Павел называет «законом греха». А так как у каждого из нас есть собственная греховная наклонность и мы о ней знаем, — это нормальное состояние осознавать, что ты — грешник. Собственно говоря, в христианском понимании путь к праведности начинается с осознания своей греховности.
Иероним Блаженный писал, что мы становимся праведниками только тогда, когда исповедуем, что мы грешники, и в деле своего спасения уповаем не на свои заслуги, а только на жертвенный подвиг Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Именно в свете великого милосердия Божия к грешникам осознание своей греховности и оценка своего внутреннего состояния как падшего не ввергает твою душу в уныние. У человека, осознавшего свою греховность, а именно с этого начинается духовная жизнь, есть серьезная мотивация искать Божией милости и любви. Ибо грешник не ищет справедливости Божией, так как справедливость чревата наказанием, и он не ищет воздаяния за свои дела, так как воздаяние за грех — смерть.
Любой грешник чает обрести прощение грехов. И когда он обращается к Богу, обостряется борьба с грехами, но чем чаще христианин исповедуется и причащается, тем более ослабевает власть греха над ним. Для молодого человека, например, согрешить ничего не стоит. Он даже не заметит. Точно так же, как может не почувствовать разницы своего состояния до и после исповеди. Но с годами любой нормальный христианин, который регулярно исповедуется и причащается, начинает чувствовать грех, ощущать его даже физически. Мне неоднократно приходилось слышать от пожилых священников, что, когда они входят в состояние греха, у них повышается давление, начинается бессонница, депрессия. Я, например, диабетик — у меня сразу повышается сахар. А после исповеди и особенно после причастия все нормализуется.
Я спрашивал у опытного старца, почему мы с годами начинаем ощущать грех на физическом уровне. Он сказал, что это происходит уже преосушествление не только внутренней, духовной, но и физической природы человека из «чада гнева» в состояние чада Божия.В этом смысл жизни христианина — преосуществление из «чада гнева» в чадо Божие. Точно так же, как мы знаем, что перед Причастием в храм приносят хлеб и вино, которое покупают в магазине. Просфоры, конечно, выпекают в просфорне, но накануне тоже покупают муку, которую продавал какой-нибудь бизнесмен, а до этого мололи на мукомольном заводе, рассыпали по мешкам, а еще раньше комбайн пожинал колосья... Но во время литургии, когда Дары переносят на престол, происходит преосуществление Даров, это уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Так же и человек должен прожить эту жизнь и преосуществиться, и наиболее этому способствует именно Таинство Причастия, когда прелагается наша природа из падшей в обновленную Богочеловеком.
Когда мы читаем молитвы ко Причастию, мы просим, чтобы благодать коснулась всего нашего существа, изменила чувства и помышления, и это действительно происходит. Поэтому, если мы с годами начинаем острее чувствовать грех, это не значит, что с годами мы стали греховнее. Наоборот. Мы начинаем видеть грех там, где раньше его не замечали. В юности мы могли нагрубить кому-нибудь и не заметить, а в зрелые годы христианин настораживается даже, когда у него просто помыслы появились, он начинает с ними борьбу. Это нормальное рабочее состояние быть недовольным собой.
-А долго ли это будет продолжаться?
-До смерти. Апостол Павел пишет: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:22—24). Все мы, как я часто говорю, — хорошо замаскированные грешники. Кто-то платочек повязал, чтобы вид был благообразный. Я в подряснике, с крестом... Но в глазах Бога мы все абсолютно прозрачны. И мы мало чем отличаемся друг от друга. Наша задача осознать, что Церковь — это сообщество грешных людей, которые ищут спасение. У нас все Таинства — для грешников. Причастие — «во оставление грехов». Исповедь — в отпущение. Соборование — в прощение забытых грехов. Хиротония — «благодать, всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая».
Если в Церковь приходит человек, который заявляет, что у него нет грехов, мы ему говорим: ты не туда пришел, иди в мечеть или в синагогу, там собрались чудаки, которые верят, что они посредством своей автономной праведности могут взобраться на небо. У нас здесь, в Церкви, собрались грешники. Мы, христиане, не испытываем никаких иллюзий относительно себя самих. У нас любое Таинство связано с грехами. Церковь — лечебница, и когда мы приступаем к этим врачующим Таинствам, у нас обостряется чувство греха. Благодать, действуя в нас, позволяет нам реально оценить свое состояние, чтобы наметить пути исправления.
Ольга орлова. Покров.