Главная страницаНепраздное чтениеОлег Стеняев о Великом посте

Протоиерей Олег Стеняев о Великом посте как великой радости.

Мы все — хорошо замаскированные грешники.

Часто ли мы поверяем усвоенные нами некогда пред­ставления о практике поста со Священным Писанием? Или мы привыкли отмахиваться от наставлений святых отцов, как от адресованных исключительно монахам? А оказывается, многие наши великопостные стереоти­пы — от лукавого. Как поститься для Бога, а не для себя, определить собственную меру поста, не уны­вать, не раздражаться, сохранять благодать? Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольни­ках протоиерей Олег Стеняев на встрече в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в рамках программы «Ос­новы теологического образования» ответил на вопро­сы слушателей Высших Богословских Курсов. Извест­ный миссионер обильно цитирует в своих пастырских беседах Слово Божие, к чему призывает он и своих со­беседников: «В богословии мы обречены на плагиат».

Суд над собою и милость к другим

-Отец Олег, скоро начинается Великий пост. Как провести его с наибольшей духовной пользой?

-Что сказано о посте в Святом Евангелии? «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицеме­ры; ибо они принимают на себя мрачные лица, что­бы показаться людям постящимися. Истинно го­ворю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16—18). Главное условие душеполезного говения — поститься перед Богом.

Важно помнить, что воздержание в пище — лишь одно из условий поста, но не более того. Основная же цель поста — покаяние! Мы знаем, что если постящийся не будет иметь мира в душе, то пост не принесет ему никакой пользы. А ведь именно во время поста некоторые христиане ста­новятся агрессивными и крайне раздражитель­ными. Они превращают свое пощение в повод для склок и распрей на кухне. Писание катего­рично в этом вопросе! Сказано: «Кто ест, не уни­чижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Гос­подом стоит он, или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто раз­личает дни, для Господа различает; и кто не раз­личает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога»(Рим. 14:3—6). Если во время поста христианин не де­лает нравственного вывода, не обнажает мораль­ные язвы своей души для их искоренения, то та­ковой постится не для Бога, а для себя, для своих собственных, ему одному известных целей. На­писано: «Скажи всему народу земли сей и священ­никам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, — для Меня ли вы постились? для Меня ли?»(Зах. 7:5).

-А как понять, для Господа ты постишься или для себя?

-Для себя постятся те, кто делает это из ува­жения или из-за страха перед родителями, или начальниками, для человеческого прославления, как это делали книжники и фарисеи, или для са­молюбования. Все такие формы поста не угодны Господу и не приносят человеку никакого благо­словения. Пост есть время наиболее благоприят­ное для нашего исправления и возрастания в ис­тине. Сын Божий учил: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), то есть очиститься от бесовских влияний мы можем, со­вместив с усиленным постом усиленную молит­ву. Во время поста необходимо также более ак­тивно заниматься и благотворительностью (по­дачей милостыни). Сказано:«Доброе дело — мо­литва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото» (Тов. 12:8).

О благотворении во время поста и необходи­мости нравственного перерождения говорил и пророк Исайя. Он осуждал тех, которые исполь­зовали время поста для изнурения своего тела и обращали меньше внимания на необходимость нравственного возрождения. Исайя говорил не от своего имени, а от Имени Божия, поэтому эти его слова надо воспринимать как слова Самого Бога. Сказано: «Почему мы постимся, а Ты не ви­дишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы по­ститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дер­зкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высо­те. Таков ли тот пост, который Я избрал, — день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и уг­нетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающих­ся бедных введи в дом; когда увидишь нагого — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тог­да откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя»(Ис. 58:3-8).

-Новоначальным трудно определиться с ме­рой воздержания. Что бы вы им посоветовали?

-Детям и новоначальным христианам, ко­торым трудно поститься, нужно выбрать свою собственную форму поста. Если человек не мо­жет отказаться от мясной пищи, то пусть отка­жется от курения, дети могут отказаться от жвач­ки на время поста. Каждый сам должен сесть и поразмыслить: от чего он может отказаться на время поста. Любое такое решение будет прият­но Богу.

К слабым в вере Господь относится с терпе­нием и сердечным вниманием. Сказано: «трос­ти надломленной не переломит и льна курящегося не угасит...» (Мф. 12:20), то есть если твоя рели­гиозность, как трость надломленная, ткни ее — и она сломается; или как лен курящийся, махни на него — и он погаснет. Но для Господа дорога любая форма проявления религиозного чувства, и каждое религиозное решение, принимаемое в преддверии поста, угодно Ему.

Горе тем, которые совсем не постятся! В древнехристианской книге «Пастырь Ерма» сказано: «Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чис­тым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий и угодный Богу пост, и жить будешь с Богом».

-Как правильно расставить для себя акценты в великопостное время, чтобы, скрупулезно соблю­дая внешнюю сторону поста, не забыть о духов­ной его стороне?

Приводите себе на ум слова из Писания: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оста­вили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Слова«сие надлежало делать, и того не оставлять» означают, что во всем надо испол­нять не только внешнюю сторону, но и внутрен­нюю, которая в религиозной жизни всегда дол­жна преобладать над внешней обрядовой.

Свт. Василий Великий учил: «Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближения должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так, что­бы воздержание от пищи было дополнением к подвижничеству». Вы слышите, братия и сест­ры?! Воздержание от пищи — только дополне­ние, а главное в посте — суд и милость: суд над собою и милость по отношению ко всем другим. Оказывается, скоромным во время поста явля­ется не только колбаса, но и любой пустой раз­говор; не только котлета, но и любое грубое или ругательное слово. Если мы это поймем, то и начнем поститься по-настоящему.

Нельзя во время поста быть мрачным и не­приветливым. В старину православные служи­ли во время поста не в мрачных ризах, а в свет­лых. Господь не хочет, чтобы во время поста мы погружались в фанатический мрак. Пост — это весна души! Так учили древние. Время покаяния, оно же и время радости. Радости о спасающем нас Господе. Но теперь, на все дни поста, эта ра­дость будет тихою и благостною, по-русски задумчивой и спокойной. То, что пост может быть радостным событием, об этом знали даже древ­ние ветхозаветные пророки. Так, например, Гос­подь Бог учил чрез пророка Захарию: «Так гово­рит Господь Саваоф: пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; толь­ко любите истину и мир» (Зах. 8:19).

Навык общаться с Творцом

-Отец Олег, в одной из своих книг вы пишете, что в Царствии Небесном все будет не так, как здесь, на земле.

А какие из здешних навыков там пригодятся?

-Да, я действительно пишу, что там все бу­дет не так, как здесь, ссылаясь на слова апосто­ла Павла:«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Но далее апостол Павел пишет:«А нам Бог открыл [это] Духом Своим» (1 Кор. 2:10).

Духом Святым совершаются все Таинства Церкви, и через участие в Таинствах мы тем или иным образом всегда соприкасаемся с будущим веком. Один пожилой, ныне уже покойный, свя­щенник говорил мне, что в будущей жизни мы будем с тоской вспоминать Причастие здесь, так как там мы уже не сможем причащаться. В Та­инстве Причастия мы предвосхищаем вечную жизнь. Православный христианин причастни­ком вечной жизни становится уже здесь, на зем­ле, когда он участвует в Таинствах Церкви.

Собственно говоря, состояние святости — это нормальное состояние, которое переживает каждый православный христианин после Та­инств Исповеди и Причастия. Священники за литургией, когда поднимают Тело Христово, возглашают: «Святая Святым!» И когда после исповеди вы с очищенной совестью приступае­те к Евхаристии, вы подобны святым. Наше от­личие от святых в том, что мы не можем долго сохранять это состояние святости. А святые име­ли навык достаточно долго пребывать в едине­нии со Христом.

Поэтому я своим прихожанам говорю: не за­давайте глупых вопросов. Как стяжать благодать Духа Святаго? Это очень наивный вопрос. Луч­ше спрашивайте: как сохранить? Потому что как стяжать — мы все знаем: в состоянии греха ты идешь на исповедь, принимаешь епитимью, го­товишься ко Причастию, молишься, говеешь... Причащаешься — вот ты и стяжал состояние свя­тости. Но как его не потерять? Иногда человек еще не вышел из храма, а уже кого-то осудил, обиделся... Надо воспитывать в себе навык со­хранения благодати от Причастия до Причастия.

Были святые, которые до 40 лет могли со­хранять в себе благодать. Например, Мария Египетская. Но древние считали, что и она со временем ее теряла. Я видел старинные фрес­ки: когда Мария сразу после Причастия уходит в пустыню, нимб у нее золотой, а когда прохо­дит 40 лет, он у нее блекнет. И вот Господь по­сылает старца Зосиму, когда она подходит ко Причастию, нимб у нее только обозначен, а после Таинства он снова сияет. Подлинная свя­тость — это и есть навык сохранения благодати от Причастия до Причастия.

-Как стяжать навык сохранения благодати?

-Могу поделиться секретом. Мы можем сыграть на своем корыстолюбии: легко теряем то, что нам легко далось. Если вы прочитаете Последование ко Причащению, один день по­поститесь, причаститесь — вы сразу же, скорее всего, потеряете благодать. А вот если вы три дня будете говеть, неотступно молиться на утреннем и вечернем правиле, прочтете все три Канона и Последование... Возьмите себе за правило вы­читывать все! Как ни странно, это помогает.

Я обычно советую не делить Каноны по дням, а читать все за раз: прийти с вечерней службы и прочитать сразу три Канона, После­дование и вечерние молитвы. У меня на все ухо­дит времени около полутора часов. Наши при­хожане жалуются: «У нас очень длинные утрен­ние и вечерние молитвы».

А я им говорю: «Засе­ките время по будильнику, сколько вы их читае­те?» Приходят: «Ой, оказывается 15—20 минут». Ко мне так один мужчина подошел и сказал:

Я понял: Бог есть!

Что случилось?

Я как на молитву вечернюю становлюсь, меня сразу же в сон клонит, коленки подгиба­ются, стою, потом обливаюсь, подпираю себя как могу... Только прочитал — звонок, и я два часа болтаю ни о чем... и тут: стоп! А что ж с тобой было, когда ты так на молитве мучился? Я по­нял: если дьявол меня так атакует эти 15 минут, а потом я два часа болтаю по телефону, и сна ни в одном глазу, значит, Бог есть!

Точно так же нам, особенно новоначальным, дьявол внушает, например, про Псалтырь, что это такая книга, которую и за год не одолеть. Прочи­тывается за один день! Я рекомендую новоначаль­ным обязательно раз в месяц прочитывать за день всю Псалтырь. Выбрать день, встать в семь утра и прочитать первые 50 псалмов — очень легко по­утру читаются! После 12 часов прочесть следую­щие 50. Это самое сложное — читать второй пя­тидесяток. Вечером после шести — последние 50 псалмов. Сложно здесь только в чтении до само­го протяженного заупокойного псалма, а потом, как с горочки на саночках, псалмы все меньше и меньше, ритмичнее под конец.

Псалтырь, если ее читать полностью, заме­няет весь суточный богослужебный круг, все воз­можные и невозможные молитвенные правила. И когда вечером человек, прочтя полностью, закрывает эту книгу, он испытывает такой на­сыщенности духовную радость, что он просто «подсаживается» на это состояние.

Я молодежи говорю: «Вожделейте молитву. Вожделейте пост. Вожделейте чистоту. Вожде­лейте чтение Псалтыри». Когда человек однаж­ды испытал эту полноту молитвенного благодарения, он начинает тосковать по такому состоя­нию, как мы тоскуем по мясопустным дням. Чувствовали? Когда пост заканчивается, разгов­ляешься, начинаешь тосковать. Потому что ког­да постился, пусть было тяжело, трудно, но и радостно! А разговляешься — и можешь эту ра­дость потерять. Тем более если вспомнить, как наш русский человек разговляется.

У меня есть знакомый, он, когда постится, не пьет, не курит... А вот когда разговляется, его отбрасывает, словно во времена до его креще­ния. Такое разговление очень опасно. Бог не любит наши неудержимые праздники. У проро­ка Исаии сказано:«беззаконие — и празднование!» (Ис. 1:13). Богу не угодно, чтобы разговение пре­вращалось в разгул. Надо вырабатывать в себе вкус к молитвенной жизни, к чтению Священ­ного Писания.

-Как надо читать Библию?

-Кто из вас здесь прочел все Священное Писание от начала до конца? (Вопрос в зал.) Ник­то. Тут такая ситуация: человек читает Бытие — нормально. Исход до 20 главы — нормально, пос­ле 20-й он начинает буксовать. Потом начинает листать начало Книги Иисуса Навина, потом пролистывает Второзаконие. Потом через ме­сяц—два открывает Евангелие от Матфея. На Марке он останавливается: чувствует повторе­ние. Потом он, конечно, начинает читать Апо­калипсис, и его хватает до 3 главы... Потом он смотрит Исайю... Так не читают Библию! Купите себе Библию с приемлемым для вас размером шрифта. В ней обязательно должны быть заклад­ки. Библия прочитывается от начала до конца под закладку. Первый раз, когда прочитываете, не ста­райтесь ничего запомнить и даже не пытайтесь ничего понять. Амвросий Оптинский говорил: «Когда читаешь Евангелие — понимаешь ли, не понимаешь — ты получаешь награду». Причем некоторые святые отцы учили, что, если человек читает Писание и понимает, что там написано, он получает награду от Бога. Но если человек не понимает, но продолжает читать, он еще большую награду получает от Бога. Потому что тот, кто понимает, он и так интеллектуально наслаждает­ся своим пониманием, а тот, кто, преодолевая свое непонимание, с усилием продирается сквозь текст, у Бога обретает большую милость.

А если по ходу прочтения возникают вопросы?

Когда вы в первый раз читаете Библию, старайтесь ни на чем не останавливаться, ниче­го не уточнять. Все вопросы по тексту оставьте для второго прочтения. И то, при втором про­чтении выписывайте вопросы в тетрадку, кото­рая всегда должна лежать под рукой. Но прежде чем эти вопросы задать священнику, вы долж­ны сами в третий раз прочитать Библию! А по­том уже пойти к священнику и обсудить с ним оставшиеся вопросы.

Сколько по времени занимает чтение Библии?

Библию можно прочитать за три дня. За неделю — спокойно. Когда вы начинаете входить в этот текст, то ощущаете, что он обладает своей внутренней поэтикой, ритмичностью, он начи­нает взаимодействовать с вами, и читать стано­вится легче. В разные периоды жизни нам нра­вятся разные части Священного Писания. Не знаю почему, но когда я был семинаристом, мне очень нравилась Книга Второзаконие. Я ее мог за раз всю прочитать. А когда мне было лет 35, мне открылся пророк Исайя. Потом — «Посла­ние к Римлянам» апостола Павла, Апокалипсис. Евангелие от Матфея проходит через всю мою жизнь. Я уже не считаю, сколько я по нему лек­ций прочитал. По Бытию у меня написано че­тыре собственных книги, по лекциям тоже уже сбился со счету. Но в любом случае я всегда точ­но знаю, на какой странице я сейчас читаю Биб­лию. Кто из вас помнит, где он остановился в чтении Священного Писания? (Вопрос в зал.)

Я на 4-й главе пророка Исаии.

Очень хорошо. Я на 3-й главе пророка Иезекииля. Всего одна рука? Очень важно все­гда знать, где ты сейчас читаешь Священное Писание, потому что если ты этого не знаешь, значит, ты не общаешься со Словом Божиим.

Мы должны развивать в себе навык мыслить в смысловых конструкциях Библии. Наши пред­ки учились разговаривать — не просто читать- писать, а мыслить и разговаривать — по Псалтыри! Когда нашли новгородские берестяные грамоты XI—XV вв., то специалисты, которые изучали по ним повседневные проблемы, уста­новили, что самой читаемой книгой на Руси была Псалтырь. Даже о бытовых вещах люди го­ворили предложениями, которые были постро­ены в соответствии с языковыми конструкция­ми Псалтыри.

Когда человек постоянно читает Священное Писание, регулярно читает утреннее и вечернее правило, он вдруг себя ловит на том, что те или иные молитвенные слова вызывают определен­ные библейские ассоциации. Любое слово — «беззаконие», «зачат» и др. — выстраивают в тво­ем сознании целую череду других слов. Особен­но молитвы на церковнославянском языке обла­дают такой ритмической поэтикой, которая на­чинает жить в твоем сознании и подсознании. Иногда целые молитвенные фразы всплывают в сознании, когда ты о чем-то думаешь или гово­ришь. Это навык нормальной молитвенной жиз­ни в непрерывном общении со Словом Божиим.

Преосуществление как смысл жизни

Как относиться к тому, что жизнь как была, так и остается греховной?

В чем разница между верующим и неверу­ющим? Грешит и тот и другой. Апостол Павел пишет:«Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим. 3:9). Кстати, ког­да будете читать Послание к Римлянам апостола Павла, подставляйте вместо слова «иудей» — ве­рующий, а вместо «еллин» — неверующий. Ибо, как он пишет,«какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое пре­имущество во всех отношениях, — отвечает, —а наипаче в том, что им вверено Слово Божие» (Рим. 3:1—2). Но ведь согрешают и верующие и неверующие. В чем же все-таки наше отличие? С чем мы справляемся на исповеди?

-С грехом как содеянным поступком.

-А почему тогда мы причащаемся «во остав­ление грехов», если на исповеди грехи были нам отпущены?

На исповеди отпускаются грехи как поступки. А в Таинстве Причастия попаляется сама наша склонность ко греху, механизм греха, то, что апостол Павел называет «законом греха». А так как у каждого из нас есть собственная гре­ховная наклонность и мы о ней знаем, — это нор­мальное состояние осознавать, что ты — греш­ник. Собственно говоря, в христианском пони­мании путь к праведности начинается с осозна­ния своей греховности.

Иероним Блаженный писал, что мы стано­вимся праведниками только тогда, когда испо­ведуем, что мы грешники, и в деле своего спасе­ния уповаем не на свои заслуги, а только на жер­твенный подвиг Господа и Спаса нашего Иису­са Христа. Именно в свете великого милосердия Божия к грешникам осознание своей греховно­сти и оценка своего внутреннего состояния как падшего не ввергает твою душу в уныние. У че­ловека, осознавшего свою греховность, а имен­но с этого начинается духовная жизнь, есть се­рьезная мотивация искать Божией милости и любви. Ибо грешник не ищет справедливости Божией, так как справедливость чревата нака­занием, и он не ищет воздаяния за свои дела, так как воздаяние за грех — смерть.

Любой грешник чает обрести прощение гре­хов. И когда он обращается к Богу, обостряется борьба с грехами, но чем чаще христианин ис­поведуется и причащается, тем более ослабева­ет власть греха над ним. Для молодого человека, например, согрешить ничего не стоит. Он даже не заметит. Точно так же, как может не почув­ствовать разницы своего состояния до и после исповеди. Но с годами любой нормальный хри­стианин, который регулярно исповедуется и причащается, начинает чувствовать грех, ощу­щать его даже физически. Мне неоднократно приходилось слышать от пожилых священни­ков, что, когда они входят в состояние греха, у них повышается давление, начинается бессон­ница, депрессия. Я, например, диабетик — у меня сразу повышается сахар. А после исповеди и особенно после причастия все нормализуется.

Я спрашивал у опытного старца, почему мы с годами начинаем ощущать грех на физическом уровне. Он сказал, что это происходит уже преосушествление не только внутренней, духовной, но и физической природы человека из «чада гне­ва» в состояние чада Божия.В этом смысл жизни христианина — преосуществление из «чада гне­ва» в чадо Божие. Точно так же, как мы знаем, что перед Причастием в храм приносят хлеб и вино, которое покупают в магазине. Просфоры, конечно, выпекают в просфорне, но накануне тоже покупают муку, которую продавал какой-нибудь бизнесмен, а до этого мололи на муко­мольном заводе, рассыпали по мешкам, а еще раньше комбайн пожинал колосья... Но во время литургии, когда Дары переносят на престол, про­исходит преосуществление Даров, это уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Так же и человек должен прожить эту жизнь и преосуществиться, и наиболее этому способствует именно Таин­ство Причастия, когда прелагается наша приро­да из падшей в обновленную Богочеловеком.

Когда мы читаем молитвы ко Причастию, мы просим, чтобы благодать коснулась всего наше­го существа, изменила чувства и помышления, и это действительно происходит. Поэтому, если мы с годами начинаем острее чувствовать грех, это не значит, что с годами мы стали греховнее. Наоборот. Мы начинаем видеть грех там, где раньше его не замечали. В юности мы могли на­грубить кому-нибудь и не заметить, а в зрелые годы христианин настораживается даже, когда у него просто помыслы появились, он начинает с ними борьбу. Это нормальное рабочее состоя­ние быть недовольным собой.

-А долго ли это будет продолжаться?

-До смерти. Апостол Павел пишет: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в за­коне Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делаю­щий меня пленником закона греховного, находяще­гося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:22—24). Все мы, как я часто говорю, — хорошо замаскиро­ванные грешники. Кто-то платочек повязал, чтобы вид был благообразный. Я в подрясни­ке, с крестом... Но в глазах Бога мы все абсо­лютно прозрачны. И мы мало чем отличаемся друг от друга. Наша задача осознать, что Цер­ковь — это сообщество грешных людей, кото­рые ищут спасение. У нас все Таинства — для грешников. Причастие — «во оставление грехов». Исповедь — в отпущение. Соборование — в про­щение забытых грехов. Хиротония — «благо­дать, всегда немощное врачующая и оскудева­ющее восполняющая».

Если в Церковь приходит человек, который заявляет, что у него нет грехов, мы ему говорим: ты не туда пришел, иди в мечеть или в синаго­гу, там собрались чудаки, которые верят, что они посредством своей автономной праведности могут взобраться на небо. У нас здесь, в Церк­ви, собрались грешники. Мы, христиане, не испытываем никаких иллюзий относительно себя самих. У нас любое Таинство связано с гре­хами. Церковь — лечебница, и когда мы при­ступаем к этим врачующим Таинствам, у нас обостряется чувство греха. Благодать, действуя в нас, позволяет нам реально оценить свое со­стояние, чтобы наметить пути исправления. 

Ольга орлова. Покров.

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение