Главная страницаФилимоновские игрушкиО народном промысле

Из поэмы «Деревня Филимоново»

Иду долиной белою,

Иду себе один,

Встречаю тучки беглые,

Как облики былин.

И вот она знакомая

(Не шапочно знаком)

Деревня Филимоново

С обветренным лицом.

Их дело многотрудное

Я сам уразумел.

Синика — глина чудная

Им дадена в удел.

О том немало сказано

И ныне говорят:

Они свистульки разные

Из глины той творят –

Все пастухов да конников,

Ребят да молодух;

В ряду медведь с гармоникой,

Собака и петух.

Стоят-горят по полочкам,

От красок горячи:

В рисунке солнце с елочкой,

Да грабли и грачи.

Ах, эти грабли-грабельки

Да елочки мои,

Свистулечницы-бабоньки,

Игрушки-соловьи!

И это сходство дальнее –

Все звери, да не те! –

И это нереальное

В лубке и доброте.

ЗДЕСЬ РЕМЕСЛО И ПРОМЫСЕЛ,

ЗДЕСЬ БОЖЕСТВО И ХЛЕВ,

ХУДОЖЕСТВО И ПРОМЫСЕЛ,

УСЛАДА ИХ И ХЛЕБ.

Ребятушкам достанутся,

Те чудные свистки,

А после игр,

Останутся цветные черепки.

Владимир Лазарев

О народном промысле

О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, впервые было упомянуто в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях»: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством…

Гончарные и щепные изделия сбываются в городе Одоеве». А 1890-ми годами датируются самые старые из известных филимоновских игрушек-свистулек, которые хранятся в музее «Поленово». Значит, вот уже 140 лет существуют в России яркие, звонкие народные игрушки-свистульки, вошедшие в историю народного искусства под названием филимоновские.

С чего всё начиналось?

В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах (вблизи современного Филимонова) были поселения древних людей, которые уже использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки.

Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятичской керамики, украшения и остатки одежд. Показательно, что орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи филимоновской игрушки.

Позже, во времена Ивана Грозного в ХIV веке деревня упоминается в письменных исторических источниках, как собственность князя И.В.Воротынского. Затем она отошла в собственность Анастасова монастыря, пока тот не утратил свои земли из-за малого дохода.

Существует легенда о том, что именно жена князя Воротынского выписала в одну из своих деревень гончара по имени Филимон, который и положил начало гончарному промыслу в этих местах. С тех пор, говорит молва, деревню зовут его именем. 

В истории человечества искусство создания глиняных фигурок с цветной росписью известно с глубокой древности. Изначально такие фигурки представляли собой воплощение языческих божеств — плодородия (женская фигура), богатства (рогатые животные), солнца (конь, всадник, петух, олень), воды «земной и небесной» (уточки), а также магических покровителей — леса (медведь) или домашнего очага (конь). Цвета росписи тоже имели магическо-символическое значение: красный — солнца, зеленый — жизни, белый — гармонии, синий — небесный. Через столетия древние культовые фигурки трансформировались в бытовые предметы — обереги, игрушки — и стали предметами домашнего ремесла.

Как и почему стали лепить игрушки в Филимоново?

Деревня Филимоново стояла а высоком бугре-холме над рекой Упой, рядом находились обширные залежи глины в поверхностных слоях почвы (что важно). Глина оказалась не простая, а, как в сказке, «золотая» (позднейшие исследования выявили шесть сортов). Глинистые почвы не годились для урожайного землепашества, поэтому здешние мужчины стали гончарами, делая и посуду, и кирпичи. Для каждого вида работ брали подходящую глину. Гончарству сопутствовала и женская дель (дело) — лепка свистулек. Была она поначалу делом попутным, но когда спрос на гончарную посуду упал, свистулечный промысел стал основным способом выживания. На соседнем холме через овраг деревня как бы продолжалась, но называлась уже Красёнки — Большие и Малые. В своё время две филимоновские свистулечницы Елена Евдокимова и Евдокия Лукьянова вышли замуж в Красёнки и «принесли» с собой дель филимоновскую.

Как выживал промысел в ХХ веке?

В 1950-х годах старые мастерицы-свистулечницы — Антонина Ильинична Карпова, Анна Иосифовна Дербенева, Александра Федоровна Масленникова, Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова — в трудных условиях деревенской жизни продолжали делать игрушки из глины. Эти годы были временем зарождения интереса к народному «наивному» искусству и изделия деревенских мастериц заинтересовали столичных искусствоведов и коллекционеров, что и помогло выжить филимоновской дели. Необычные игрушки стали появляться на московских выставках и вызвали огромный интерес подлинно народным звучанием красок и выразительной лепкой. Более всего поражало, конечно, то, что делали их обычные деревенские женщины, но они обладали удивительным художественным чутьем, которое основывалось на каких-то очень древних корнях, и было пронизано неповторимой архаикой.

В 1960-70-х годах деревенские мастерицы стали членами Союза художников, а затем и Заслуженными художниками, в Филимонове была открыта мастерская по производству керамической игрушки, которая позже стала отделением Тульского творческо-производственного комбината. К сожалению это не спасало народную филимоновскую игрушку от забвения, когда волна первого большого интереса стала постепенно гаснуть. А мастерицы становились старше, подступали болезни, деревенская жизнь становилась все труднее, деревни попросту умирали, а вместе с ними уходило и крестьянское народное искусство.

В 1984 году началось постепенное возрождение филимоновской игрушки группой молодежи и потомственными мастерицами под руководством художника и искусствоведа Н.В.Денисова, но уже не в деревне, а в 14 км от нее, в соседнем Одоеве — поселке городского типа, а вернее сказать небольшом, но древнем городке.

Древний Одоев

Одоев — старинный русский город с многовековой историей в настоящее время является поселком городского типа. Но на самом деле это типичный провинциальный купеческий городок — уютный, зеленый, в нем много частных домов. В прошлом здесь ежегодно проводилось семь ярмарок, съезжались торговать со всей России (значит было, где гончарам и свистулечницам из Филимоново продавать посуду и игрушки). Сохранился исторический центр города со старинными купеческими домами, зданием первой в Тульской губернии женской гимназии, Троицким собором Х1Х века. Одоев входит в перечень 478 исторических городов России (кстати, 8 из них находятся в Тульской области).

История города уходит вглубь веков, он известен по летописям со второй половины 14 века, как город, принадлежащий князьям Одоевским, и какое-то время был столицей удельного княжества «под рукой» князя Романа Новосильского-Одоевского. В то время город был укрепленной крепостью и стратегически важным объектом, как один из форпостов Большой Засечной черты, защищавшей Русь от натиска врагов. Одоев, прежде всего, охранял южные рубежи Московского княжества, так как находился на границе литовских и русских владений, поэтому его не раз захватывали и сжигали. Но с 1407 до середины 15 века город оказался под властью княжества Литовского и только после заключения мирного договора Москвы с Литвой в 1494 году он отошел Московскому княжеству. В 17 веке границы государства Российского на юге отодвинулись дальше, Одоев утратил статус пограничной крепости и постепенно стал рядовым российским городом. В 18 веке при Екатерине город реконструировали по новому градостроительному плану и он приобрел геометрическую застройку и был очень удачно вписан в топографию местности (о чем писали в газетах).

В 80-х годах ХХ века Одоев стал центром филимоновского промысла, здесь живут и работают многие из мастеров-игрушечников. В 2009 году здесь открылся музей «Филимоновская игрушка», где представлены работы как старых мастеров, так и современных художников игрушки. 

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение