Из записок путешественника-коллекционера Татьяны Григорьевны Брыжик
(*Игрушка ручной работы* «Рассказы о глиняной игрушке», ИПК «Кириллица», 2007)
Собирательство — такая неотвязчивая мысль. И наступает какой-то перелом, когда предметы собранные вступают в диалог с тобой, и, удивительно, друг с другом. Важнее другое — народное гончарство, путешествия, поездки — наша семейная любовь. Мы посвящаем этому силы и лучшие часы жизни.
«С тех пор прошло много лет, родился интерес к игрушке. Постепенно нашлось ей место и в сердце моего мужа и детей. Я рассказываю о филимоновской игрушке, когда спрашивают «С чего все началось?» Второй вопрос обычно задают: «Как это терпит муж?» Всяко было. Но годы спустя, он — мой союзник. А дети? Я однажды раньше пришла с работы и слышу, как Вера (дочка) со своей подружкой Наташей ходят вдоль полок и играют в экскурсию. О чем еще мечтать?»
«Летом 1987 года мы всей семьей пришли в маленькую деревню Красенки под маленьким городком Одоевым. И впервые увидели глиняную барышню в руках деревенской бабушки. Радуюсь, что все это было в нашей жизни.Тогда я начала вести первые записи, муж посмеивался — «записки охотника». Может быть кто-то пройдет наш путь. А что воспоминания? У Герцена есть: «Кто имеет право писать воспоминания? Всякий. Потому, что никто не обязан их читать».
«От Татьево дорога после дождя непролазная. До Филимоново полтора километра шли-скользили по страшной грязи. Передохнули, попили дети молока деревенского и еще пришлось идти. Оказалось, что эти две старушки живут через лощинку на взгорочке. Места такие красивые и после дождя все изумрудное. И деревня-то называется Красенки. Елена Кузьминична принесла две корзинки. Игрушки ручной работы поразили нас простотой и красками росписи. Хотелось взять все. Остановило только то, что нести на себе. А мы тогда еще не знали, не оценили, что жизнь подарила нам такого человека, мастера и вместе с Еленой Кузьминичной мир глиняной игрушки.»
Прошло много лет. Глиняная игрушка по-прежнему мой кумир и все Бог. Но все же время подбрасывает новые интересы. Интерес к гончарству и любовь к музеям, литературе шли параллельно и на каком-то этапе музеи «перевесили». Но, как у поэта — храм разрушенный — все храм, кумир поверженный, все Бог. Как завершить написанное?...С благодарностью, что она (глиняная игрушка ручной работы) была и есть в моей жизни и в моей семье!»