Главная страницаНародная игрушкаМастер-класс по лепке. ч.1

Народные мастера ведут мастер-класс по лепке народной игрушки. ч.1

Елена Орлова обучает лепке игрушки. 

-"Хотите научиться лепить самую гармоничную из филимоновских игрушек — знаменитую филимоновскую курочку? Тогда слушайте и смотрите."

Берем шарик глины размером с теннисный мяч. Делаем комочек, из него грибочек, пальчиком разделяем, вытягиваем подставочку. Шляпку грибочка делим почти пополам, но одна часть — побольше, другая — поменьше. Меньшая часть — на свисток, большая — на шею.

Вытягиваем шею (тремя-четырьмя движениями пальцев), делаем подставочку и поставим не нее будущую курочку, чтобы было удобнее. Все, что вытянули сразу заглаживаем, чтобы гладенькая была. 

Лепим голову курочки. Делаем ее кругленькой, защипываем двумя пальцами, делаем носик-клювик, заглаживаем головку до округлости.

Делаем свисток. Камеру свистка делаем указательным пальцем, покручивая игрушку, буквально вкручиваем пальчик. Углубляем камеру примерно на 3 см (на размер фаланги первого пальчика). Стеночки должны быть одной толщины (примерно 2 мм), это определяется наощупь. Защипываем края, как у вареничков. Свисточек небольшой — 3 см, больших в игрушке у нас не делают, даже в больших игрушках — до 4 см, тогда они будут звонкие. Когда сделали камеру, чтобы левая рука не сплющила ее, курочку надо держать левой рукой «за талию» (там, где туловище переходит в шейку). Игрушка при этом мягко «лежит» на левой руке.

Делаем дудочку (она же будет хвостиком) игрушки. Глина с поверхности камеры как бы «стягивается» в дудочку, дудочка должна получиться очень плотной, без трещинок. Чтобы не повредить камеру свистка, не сплющить ее случайно у мастера есть такой прием — ощущать ее рукой. Именно для этого на свисток оставляется много глины, хотя по размерам он небольшой (на шею и головку курочки уходит почти столько же). Вся глина со стенок свистка стягивается в дудочку, стенки утончаются, свисток становится звонкий. 

Делаем дырочки. Главное, чтобы глина не попала внутрь свистка. Делаем дырочки с помощью «пичужки».

Плоским концом пичужки прокалываем дырочку для свистка до камеры (т.е. пока не почувствуем пустоту). Срезаем кончик дудочки-хвостика. Делаем это исключительно для красоты, чтобы аккуратно было.

Делаем «ход» для воздуха. Плоским концом пичужки прокалываем середину среза дудочки. Опираясь на 4 палец, держим пичужку большим и указательным пальцами. Она должна войти на полтора сантиметра, на скос. Оставляем 1 см для губ, чтобы удобно было брать в рот. Счищаем ножом глину с пичужки, чтобы не забился ход для воздуха. Срезали, чисто. До конца пичужки срез счистили. Аккуратно вытаскиваем пичужку. Упор держащей руки в это время — на талии и под свистком.

Делаем «музыкальный язычок». Плоским концом вводим пичужку в ход, которую сделали в дудочке для воздуха. Всю глину с пичужки счищаем в отверстии свистка (под камерой), большим пальчиком ровняем при этом глину, как бы прижимаем ее вверх к пичужке. Когда мы ее вытащим, этот глиняный язычок останется и именно об него будет «ударятся» звук, выходящий из камеры свистка (отраженный от ее стенок). Чтобы проверить правильность (при обучении) обычно втыкают пичужку вертикально из дудочки до упора в музыкальный язычок, чтобы было ровно (так ровно должен идти звук). На самом промысле так не делают, народные матера видят на глаз. Воздух свиста идет, резонирует в камере, отражается и останавливается на выступе музыкального язычка. Прокалываем глазки на головке острым концом пичужки.

Всё, мастер-класс подшёл к концу! Готова филимоновская курочка! 

Гладенькая, ровненькая, стройная, с изящно вытянутой шейкой, стоит она на высокой ножке-подставочке, с тонкой талией, с округлыми бочками и задорным хвостиком-свистком. Конечно, она совсем не похожа на тех реальных курочек, что гуляют в вольере у террасы. В мире народной игрушки у народных мастеров свой образный язык, своя особая реальность, свои законы и традиции. В работах народных мастеров может существовать только такая филимоновская курочка, в любом другом, например «реалистическом» виде, мастер никогда ее не будет лепить.


Дополнительно и часто игрушку не заглаживаем, только если во время лепки игрушка помялась. Во время лепки и так много заглаживаем. Если глина приготовлена хорошо, ее гладить много не надо. У каждого народного мастера — своя глина по вязкости. Кто-то любит более тугую, кто-то более жидкую. Я люблю глину очень тугую, из нее лепить легче. Никаких особых признаков и тестов для определения вязкости глины нет, только ощущения рук. Для каждого мастера это индивидуально. Технологически — тугая глина хорошо держит форму, ее не надо подглаживать. Когда лепят игрушку из жидкой глины, то после лепки игрушке надо постоять, а затем снова загладить.

Для новичков тугая глина хорошая, но для тех, кто может лепить достаточно быстро. Если лепить из нее долго, она начинает сохнуть, трещать и разламываться. Для обучения детей во время мастер классов, например, подойдет глина жидкая, так как они долго мнут ее в руках, часто переделывают и глина сохнет в руках. Приходится смачивать ее водой, а «синика» воду не любит, сразу начинает «ползти».

Принципы лепки наших игрушек — это особенности только филимоновской глины «синики», заменить ее на другую глину нельзя. Может и есть что-то похожее, но мне не встречалось.

После лепки игрушки среднего размера сохнут при комнатной tпримерно неделю. Затем их обжигают в печке 8 часов при температуре 920 градусов. Игрушки закладывают в холодную печку и включают печку на подъем температуры. Когда она достигнет 920 градусов — выключают. Печка остывает 12 часов.

Игрушки могут потрескаться, если их плохо просушили или заготовили плохую глину, в которой остались частички угля, травы и т.д. Они сгорают при высокой температуре, образуются пустоты, а в них пузырьки воздуха, они «взрывают» игрушку, она разлетается на мелкие кусочки. В больших игрушках, которые имеют плотную массу, делают дырочку, чтобы образовывающийся воздух уходил через нее. Это гарантирует, что игрушка не взорвется. Советую это делать. 

Народные мастера ведут мастер-класс по лепке народной игрушки. ч.2

Запросы на Yandex: мастер-класс • ручная работа • народные мастера • лепить из глины

Мы рекомендуем:

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение