Елена Орлова обучает лепке игрушки.
«Будем учиться лепить самую изящную филимоновскую игрушку — барыню с уточкой.»
Берем комочек глины, раскатываем конус (шаг 1 и 1А). В середину конуса вставляем пальчик, чтобы раскатать колокол юбки (шаг 2). Надавливая на стенки колокола, катаем его по столу, добиваясь, чтобы стенки были ровными (шаг 3). Немого смачиваем (буквально чуть смазываем) край юбки и выравниваем его, юбка готова (шаг 4А и 4Б).
- Переходим к лепке тулова барыни. Берем второй кусочек глины величиной с грецкий орех, смачиваем водой верхнюю часть колокола юбки и примазываем к юбке этот кусочек глины (шаг 5А и 5Б). Теперь смачиваем водой примазанный кусочек, чтобы глина стала пластичнее и податливей. Из этого верхнего примазанного кусочка вытягиваем ручки и круглую головку, формируем талию (шаг 6). Немного вытягиваем от головки верхнюю половину и делаем из нее традиционную шляпку, сжимая ее пальчиками с двух сторон (шаг 7А). Готова барыня, но пока без уточки (шаг 7Б).
- Делаем уточку-свисток для барыни (шаг 8А). Скатываем небольшой кусочек глины, вкручиваем внутрь пальчик, как бы надевая глину на палец. Получившуюся полость защипываем, как вареник. С другой стороны лепим головку уточки с клювом и хохолком. Аккуратно закрываем «вареник», «стягивая» глину в плотный хвостик-свисток. Ровно обрезаем его ножичком, протыкаем плоским концом пичужки дырочку до внутренней полости, под свистком тоже пичужкой делаем отверстие для звука, тоже протыкая его до полости. Острым концом пичужки прокалываем дырочку сбоку.
- Теперь надо очень хорошо примазать уточку к тулову барыни. Для этого, немного отступив от головы уточки и старясь не нарушить полость свистка, сплющиваем шейку уточки. Смачиваем водой уточку и сплющенной частью вставляем ее глубоко под левую ручку барыни. Начинаем примазывать уточку, это надо сделать очень хорошо и аккуратно. Хорошо смачиваем ручки барыни и большим пальчиком от плеча барыни сгибаем сначала ту ручку, под которой находится уточка. Плавно сгибаем ручку к талии, прижимая ее к шейке уточки и придавливаем низ ручки к талии. Вторую ручку также от плеча большим пальцем плавно сгибаем и придавливаем ее низ к талии. Прокалываем глаз уточки. Осматриваем барыню, если есть трещинки, чуть заглаживаем их (сначала без воды, если не получиться, то можно немного смочить).
Барыня готова (шаг 8Б). Мастер-класс подошёл к концу.
Филимоновская барыня стройная, не приземистая, с тонкой талией, прямой спинкой, с покатыми плечиками, маленькой головкой в высокой шляпке (или в капоре). Юбка у нее, как колокол, но не широкая, а чуть вытянутая. Все линии ее фигуры плавные, мягкие, текучие, вся фигурка будто тянется вверх.
Народные мастера учат, что поверхность филимоновских фигурок должна быть гладкая, ровная, благодаря глине, которая не прилипает к рукам и позволяет себя заглаживать и выравнивать. Во время лепки воду глина-синика не любит, начинает ползти, но, чуть смачивая игрушку в процессе лепки, можно выравнивать поверхность до гладкости.
Народные мастера ведут мастер-класс по лепке народной игрушки. ч.1
Запросы на Yandex: мастер-класс • ручная работа • народные мастера • лепить из глины