Главная страницаНародная игрушкаПутешествие в мир народной игрушки.

Народная игрушка. История и современность. Игрушки из глины. Игрушки из дерева. Города мастеров.

Сокровищница народной культуры

Замечательный русский писатель Владимир Солоухин в своей книге «Камешки на ладони» написал очень важные слова: «Любовь к Родине и само чувство Родины возникает и сотворяется по мере проникновения в ту культуру, в ту сокровищницу понятий и чувств, преданий, песен и языка, поэм и архитектуры, легенд и старины, городов и подвигов, которые Родина сотворила за все предшествовавшие века своего существования». В последнее время «глубина проникновения» в родную культуру становится все меньше и мельче, часто мы просто «скользим» по поверхности или принимаем за культуру откровенный китч или суррогаты культуры, которые нам подсовывают в ярких упаковках телевизионных шоу. А где же она — та национальная культура, где та сокровищница «…преданий, песен и языка, …легенд и старины», которая должна стать питательной почвой для возникновения и сотворения чувства Родины? На фоне губительных процессов «размывания» подлинной российской культуры пока еще остается область общественной культуры, в которой сохраняются национальные традиции — это народное искусство, народная культура. Сделаем оговорку — для современного общества более правильно говорить о традиционной культуре и искусстве, так как это более широкое понятие, оно универсально для разных народов и не такое расплывчатое (особенно для современных реалий) понятие, как народное искусство. Не углубляясь в формулировки и научные понятия (традиционная культура изучается специалистами, как отдельная научная дисциплина) мы приоткроем врата в сокровищницу народной культуры и приподнимем завесу, скрывающую один из ее прекрасных «залов» — зал народной игрушки. Приглашаем Вас в путешествие в этот удивительный мир народного искусства.

В мире народных игрушек

Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. Путешествуя по нему, мы можем перемещаться во времени и пространстве. Корни народной игрушки уходят в глубокую древность. Можно сказать, что все, создаваемое взрослыми для того, чтобы порадовать детей, было игрушкой, будь то кораблик из прутиков, вырезанная из дерева фигурка, свернутая из лоскута ткани зверушка или человечек.

В разных странах, у разных народов игрушки создавались из того материала, который был «под рукой» и использовался для «взрослых» вещей, а попутно делались «несерьезные» предметы для того, чтобы занять ими младших детей (старшие дети самостоятельно делали для себя и младших игрушки).

С древних времен игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка — самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для ОБЩЕНИЯ. Именно через игрушки происходит общение старшего и младшего поколений в семье, братьев и сестер, друзей и подруг, сверстников с одной улицы, из одной деревни, села, города. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нем отражается настоящая жизнь.

В народной игрушке отразились представления наших древних предков и о мире ирреальном, магическом, обрядовом. Многие игрушки рождались из древних ритуальных фигурок людей и животных. Утратив со временем свою обрядовую функцию, они затем бытовали, как предмет игры, хотя подлинные обрядовые предметы никогда не применялись в играх.

Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно, это касалось игрушек звучащих — свистящих, гремящих, шумящих. Именно поэтому среди глиняных игрушек больше всего свистулек, которые своим веселым звучанием отгоняли от ребенка болезни, напасти — все, что связывалось с миром «злых духов». То же касалось игрушек-шаркунков из бересты, наполненных сухим горохом, глиняных игрушек- «гремотух». Эти звучащие игрушки стали прообразом современных погремушек.

«Видимо-невидимо»

В народной или, как ее еще называют, традиционной игрушке мы видим сплав реального и ирреального. Создавая ее, народный мастер черпает свои впечатления из окружающей реальной жизни, но не стремится к полному правдоподобию. Он создает выразительный образ животного, человека, птицы, отражая то главное, что присуще тому или иному персонажу. Для этого он сознательно преувеличивает, поэтизирует, обобщает качества, которые более всего характеризуют этот образ. При этом, он руководствуется собственным миропониманием, пришедшим к нему от его предков. В этом сказывается обрядовая, ритуальная предыстория игрушки, когда создание фигурки имело определенный магический смысл и силу, а образ, который воплощал эту силу, шел из глубины веков. Как правило, это были мифологические образы, воплощавшие силы природы, которые оказывали большое влияние на жизнь земледельца, охотника, скотовода.

Если говорить о славянской мифологии, то ее главными персонажами были: женский образ -как олицетворение Матери-земли; конь, всадник и птица — как символы солнца, добра и благодати; медведь — как знак доброй силы и покровитель леса; рогатые животные — как воплощение богатства и продолжения жизни. Пелена времени скрыла от последующих поколений мастеров глубинный магический смысл, но до сих пор эти персонажи являются основными среди создаваемых народных игрушек. 

Зашифрованные послания

Язык знаков и символов присущ народной игрушке, как и всему народному искусству. В росписях, узорах, декоративном оформлении крестьянской утвари всегда читаются зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия. Прежде всего, это касается солярных знаков — солнечного символа. Его можно встретить на глиняных филимоновских игрушках в виде лучистого круга, солнечный полукруг мы встречаем на юбках женских фигур из Каргополя, в городецкой деревянной резьбе циркульный орнамент является одним из основных декоративных мотивов. Зерновидные овалы и точечный орнамент напоминают о древнем культе зерна, злака. Часто они располагаются среди цветных полос или в ячейках квадратов, что символизирует распаханную землю и зерно, посеянное на вспаханном ровными рядами поле. Непременно присутствуют в орнаментах горизонтальные и вертикальные волнистые линии, как знак воды небесной и земной.

Также символичен цвет в росписи народной игрушки, особенно глиняной. Чаще всего встречаются оттенки красного цвета, вновь напоминая нам о солнце, распространен желтый цвет — как цвет хлебной нивы, всегда присутствует зеленый растительный орнамент и голубец воды и неба. Все эти краски «цветут в чистом поле» белоснежного фона. Золотые квадраты и серебряные канты дополняют основной колористический строй народных росписей, как сакральный символ горнего мира.

Материалом для народных игрушек чаще всего служили глина и дерево. Для русской традиционной игрушки эти природные материалы были и остаются основными.

Глиняные народные игрушки

Обилие рек с обрывистыми берегами, глинистые почвы в Нечерноземье, поля, прорезанные оврагами, давали возможность без особого труда добывать глину и иметь чистый речной песочек для смешивания с глиной, чтобы она стала более пластичной. Обычно с осени глина заготавливалась на долгий зимний период, свободный от земледельческого труда, когда крестьянин занимался изготовлением предметов быта для себя и на продажу для получения дополнительного заработка.

Собственно, гончарство, как область человеческой деятельности, у всех народов существует испокон веков. Оно насчитывает тысячелетия своего существования. Посуда, утварь, ритуальные предметы и многое другое у разных народов создавалось из глины. Этот податливый благодатный материал в умелых руках мастера превращался в удивительно разнообразные вещи — от греческих амфор до венецианской майолики. А игрушка всегда присутствовала в работе гончара, как потешная забава, сделанная для того, чтобы порадовать детей.

Лепились игрушки быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Роспись также была лаконична и условна, подчеркивая главное в пластике и образном строе игрушки. При создании игрушки обязательно учитывалось ее предназначение для детской игры, поэтому игрушка была «соразмерна» ребенку. Обобщенный условный образ будил детскую фантазию, дети «домысливали» игрушку по-своему в зависимости от игровой ситуации. В пластике старались избежать мелких налепных деталей, от чего зависела просто сохранность игрушки. Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Их роспись сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объем фигурки и подчеркивает ее наиболее заметные части.

Именно в этих простых, непритязательных, «несерьезных» предметах — игрушках для забавы — мастера могли проявить подлинное творчество. Внутренняя непрактичность игрушки позволяла мастерам проявлять собственную фантазию, выражать свои эмоции, представления о мире, природе, людях. При этом, создавая игрушку, народный мастер решал непростые задачи соответствия формы и содержания — причем делал это, используя минимум средств, работая и как скульптор, и как художник.

Всем миром

Чтобы достичь слияния в игрушке глубокого внутреннего содержания и выразительного образа необходимо длительное время и усилия многих людей, поэтому народная игрушка была плодом коллективного творчества нескольких поколений народных мастеров. На протяжении десятков, а иногда и сотни лет, оттачивался и шлифовался пластический и колористический облик игрушки, присущий для конкретной территории, местности (области бытования). Разные мастера вносили в него свои приемы лепки, колорита, характера игрушки. Постепенно «отсекалось» все лишнее, ненужное, усложняющее выразительный облик, мешающее воспринимать игрушку как единое целое.

Многое зависело от материала, от свойства глины, которую добывали в тех местах, где делали игрушки. Часто именно глина диктовала пластику игрушки, ее размер и приемы лепки. Вытянутые формы филимоновской игрушки возможно были связаны с очень пластичной местной глиной «синикой», податливой к вытягиванию и заглаживанию. Зато красная глина Дымковской слободы хорошо «держала» налепные декоративные детали, украшавшие игрушку. Пластика игрушки всегда была тесно связана с росписью. Графичные филимоновские росписи, состоявшие из полосок, «елочек», лучистых солнышек более всего подходили именно для длинношеих филимоновских животных. А любимый филимоновцами солнечно-желтый фон мог быть подсказан простой случайностью, затем осмысленной и зафиксированной мастерами. Когда-то игрушки обжигались вместе с горшками, покрытыми желтым луковым красителем, охристые капли попадая на белый фон игрушки, создавали нарядный и яркий колорит. Дымковские росписи можно назвать более живописными, что соответствует более сложной пластике фигурок, особенно современных, все более отходящих от лаконичных форм игрушек старых дымковских мастериц и превращающихся в произведения декоративной скульптуры..

Интересно проследить, как проявляется творческое чутье мастера в колористическом строе росписи игрушек из северных и южных территорий. Почти все «северные» игрушки очень яркие по росписи — что из Вятки (дымковская), что из Каргополя, что из Тулы (филимоновская). А игрушки из южных областей — например Курской, Орловской, Рязанской — украшены значительно скромнее по цвету. Видимо, создавая игрушку короткими зимними днями и длинными зимними вечерами, северному мастеру хотелось добавить цвета и света в дом, в жизнь, поэтому, например, дымковские игрушки из Вятской губернии играли всеми цветами радуги, как солнышко на морозном окошке.

Так складывалась коллективная традиция создания игрушек в определенной местности. Мастера следующих поколений наследовали знания и навыки создания игрушек от своих родителей, бабушек и дедушек, стерших сестер и братьев. Это было нетрудно потому, что в семье, где делали игрушки на продажу, то есть занимались созданием игрушек уже как ремеслом, вся семья от мала до велика была вовлечена в этот промысел. Если этот промысел становился успешным, постепенно вся деревня, слобода или село — начинали в нем участвовать, то есть промышлять ремеслом. Так постепенно складывались слободы ремесленников, деревни игрушечников. Они возили свои игрушки на большие ярмарки, получали «заказы» на игрушки к следующей ярмарке, и, таким образом, исторически складывались традиционные игрушечные промыслы.

Игрушки из дерева

Помимо глиняной игрушки, большое распространение имела деревянная игрушка, учитывая богатство лесами наших российских земель. Бывало, правда, в одном и том же регионе делали и глиняные и деревянные игрушки, кто на что был мастер. Дерево более сложный для работы материал, здесь требуется владение инструментом — топором, ножом, стамеской, токарным станком — поэтому обычно этим ремеслом занимались мужчины. Мальчиков в семье, занимавшейся резьбой по дереву, обучали работе с инструментом уже с 5-8 лет. Девочки и женщины обычно шкурили, «собирали», расписывали игрушку, покрывали лаком. Примером такого семейного промысла было село Богородское, где испокон веков «резали» деревянные игрушки. Там складывались целые семейные династии мастеров, обучение молодежи шло в семье, что позволяло достичь вершин мастерства в одном из самых сложных видов народного искусства — создании деревянной скульптуры. Великий французский скульптор Огюст Роден сказал о богородской игрушке: «Народ, создавший такую игрушку — великий народ».

Города мастеров

Со временем деревни и слободы, где делали игрушки, расширялись и превращались в городские посады, села и города ремесленников. Живущие и работающие там мастера, становились кустарями, то есть ремесленниками, использовавшими ручной труд и обычно специализирующимися в какой-то одной области производства игрушек. Таким городом мастеров-ремесленников стал в 18 веке подмосковный Сергиев Посад. Он вырос под стенами Троице-Сергиевой лавры. Близость большого монастыря, куда день и ночь шли паломники (часто с детьми) и желавшие иметь «гостинец от Троице-Сергия» — вызвала большой спрос на игрушки. В Посад потянулись для заработка мастеровые люди со всей России, в том числе игрушечники. Игрушки перестали быть просто домашними самоделками, они стали более сложными. В их изготовлении принимали участие несколько человек, начиная от подмастерий, выполнявших «черную» работу, до мастеров высокого класса — например, мастеров-резчиков из старинного села Богородское, славившегося своими резными деревянными фигурками или мастериц-«одевальщиц» кукол-столбушек в этнографических костюмах и т.д. Именно Сергиев Посад стал родиной знаменитой игрушки — Матрешки, отпраздновавшей свой 100-летний юбилей. История создания матрешки запутанна и сложна, в ней сошлись традиции японских, немецких и русских токарных игрушек, мастерство потомственного токаря Звездочкина, творческие искания профессионального художника С.Малютина, традиции Сергиево-Посадских иконописцев. В результате появилась единственная в своем роде народная игрушка,о которой мы знаем то, чего не знаем ни об одной народной игрушке — ее авторов и время создания

Таким же «городом мастеров» стало поволжское село Городец Нижегородской губернии. История возникновения этого необычного села с городским названием (и обликом), давшего имя целому «кусту» деревень, занимавшихся кустарным промыслом, требует отдельного рассказа. Пока упомянем лишь главное. Здесь делали все — от кораблей до глиняных свистулек. Из тех промыслов, что «дожили» до наших дней, мы можем назвать такие: городецкие росписные панно, пришедшие на смену знаменитым городецким прялкам; игрушку-«топорщину» с прялочными сценками; городецких детских расписных коней-качалок и детскую мебель. Там же рядом существовала федосеевская «топорщина» с каталками и тележками; знаменитая жбанниковская игрушка, по росписи похожая на «золотую» Хохлому, которая тоже была родом из городецкого района. А еще там жили мастер саночники, дужники, сундучники, балалаечники, вышивальщицы, гончары, ложкари, бондари.

В народной игрушке скрыт ФЕНОМЕН ДОЛГОВЕЧНОСТИ. Проходят годы, десятилетия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, умирала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда ееберут в руки дети. Она до сих пор вызывает неподдельный интерес детей (и взрослых тоже), глядя на нее, у всех без исключения возникает желание взять ее в руки, поиграть с ней, иметь ее рядом илисделать такую же. Народную игрушку любят за ее простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она является «потешной копилкой народной памяти». Любите народную игрушку, старайтесь узнать о ней больше, прикоснитесь к ней и она подарит вам радость!

Н.Абрамычева (из публикаций в газете «Интеллект и творчество», 2011 г.)

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение