Главная страницаНародная игрушкаИгрушки научат детей быть добрее...

|расскажите детям сказку|

Сказка про Филимона, про его дочерей и про веселые игрушки

Ни далеко, ни близко, ни за морями, ни за лесами, а за полями да перелесками стояла деревня Безымянная. Жили в той деревне мастера-гончары. Из глины лепили они горшки, крынки — всякую посуду кухонную. Лепили все это из местной глины, что «синикой» называлась. А называлась она так потому, что цвета она была необычного — серого с синевой. Но была та глина не простая, а волшебная! Стоило посуде из той глины  ночку в жаркой печке или в горне постоять -потомиться, то превращалась она из синей+ в белую. Потому и славились мастера-гончары из деревни Безымянной, что тарелки и плошки, горшки и чашки были у них белее снега, чистые и опрятные, как невесты в свадебном наряде.

Самым искусным мастером в той деревне был гончар по имени Филимон.

Жил он в доме на краю деревни с женой и дочками Танюшкой, Олюшкой и Аннушкой. Филимоновы дочки умели хорошо петь. Голоса имели ладные и песен знали столько, что за год не перепоешь. Аннушка, младшая, которую все звали Нюшенькой, самая веселая и смешливая, сама сочиняла озорные частушки. Любил гончар Филимон своих дочерей, но иногда жалел, что нет у него сыновей. Некому передать и поведать мастерство, секреты особенные. Вот и решил Филимон дочерей научить своему ремеслу.  Привел он их в сарайчик свой гончарный, показал им как глину на воде замешивать, как ком глиняный «распускать», как глину месить,  как лепить утварь кухонную, а потом сушить и обжигать. Всему дочки научились быстро.

Как-то раз увидел Филимон, что запаса глины осталось немного, и решил пойти её накопать. Задал он дочкам задание чего и сколько каждой налепить, а сам отправился за глиной.  Возвратился Филимон через три дня и захотел их работу посмотреть.  Взглянул, да нашел всего только три горшка! А рядом какие-то фигурки вылепленные и обожженные: барыни, кавалеры с дамами, всадники на конях. «Это, верно, Танюшка лепила» — подумал Филимон. Смотрит дальше, видит — стоят рядочком  поросята, барашки, коровы и живность всякая. " Это, должно быть, Олюшкина работа". —  А что же Нюшенька делала? Неужто бездельничала? - подумал  Филимон. А потом присмотрелся к дальним фигуркам  и даже присел от удивления. Смотрит  барыня стоит, а в руках гуся держит. А гусь-то не простой, а со свистулькой. Вот где Нюшки-хохотушки работа! Пригляделся к Оленькиным барашкам - и у них тоже свистульки приделаны.

 - Ну, погодите! Я вам задам! - решил Филимон. Позвал он к себе дочерей и стал он бранить их за то, что вместо дела безделицей занимаются.

- Не ругай нас, батюшка,- говорит Танюшка, — мы сначала горшки да миски лепили, как ты велел, а потом скучно стало и мы песню запели.

- Песня наша веселой была  - продолжает Оленька,- мы и не заметили, как из волшебной глины-синики сами стали всякие фигурки получаться.

- А я, батюшка, только частушки завела,- подхватила Нюшенька, — и не помню, как мои руки ко всем фигуркам свистульки понаделали!

Поворчал немного Филимон, простил дочерей за шалость, но строго-настрого приказал песни и частушки петь после работы. А чтобы наказ этот помнили, фигурки на видное место в сарайчике поставил.

Прошло времени ни  много-ни мало, посватались за Филимоновых дочерей молодые мастера-гончары. Сыграли три свадьбы в один день и остались в избе Филимон с женой вдвоем. Но недолго скучал Филимон,  скоро во двор к нему стали приходить ребятишки, дети его дочек, его внуки и внучки. И стали его звать в деревне дедом Филимоном.  Как-то раз вспомнил дед Филимон о фигурках и решил дать их внучатам поиграть. А внучата — не хотят: " Что ты, дедушка! Они же некрасивые".

 А были все те беленькие фигурки в каких-то желтых пятнышках и полосках. «Что такое, почему?» — задумался дед  Филимон, а приглядевшись, понял: «Так это же они закапаны желтой поливой с горшков! Ведь в одной же печке с горшками да крынками фигурки обжигались, вот и стекла на них желтая глазурь поливная!»

Посмотрел на все эти фигурки Филимон, подумал-подумал и придумал вот что. Взял два куриных перышка, примотал друг к другу тонкой веревочкой. Потом  замешал на курином яйце  в чашечках-плошечках две красочки — «малинку» да «зеленку». Окунул перышки сначала в «малинку» и обвел все желтые подтёки-пятнышки  красными полосками, а потом между ними положил зеленые полоски. Заметил дед Филимон, что когда  краска «малинка» на желтую полосу ложится, то получается цвет солнца жаркого — оранжевый, а когда «зеленка» на желтую попадает, то получается изумрудный цвет травки весенней.  

 Скоро все барыни и кавалеры, дочками вылепленные, украсились яркими нарядами. Барашки, козлики и поросята расцветились узорами и яркими полосками. А свистульки, что Нюшенька понаделала, стали от такой красоты звучать ещё задорней и заливистей.

На другое утро пришли к деду Филимону внуки-ребятишки, открыл он двери сарайчика и скомандовал: «Разбирай, кому что для игры-забавы  глянется!» Обрадовались ребята, разобрали все игрушки, в свистульки засвистели, понесли соседским ребятам показывать. Те тоже прибежали к  Филимону: " Сделай и нам такие игрушки-забавушки!"

Сел гончар Филимон игрушки делать. А ничего у него не выходит: лепит барыню — горшок получается, лепит барашка — блюдечко. Опечалился Филимон и позвал дочек, чтобы совета спросить. Танюшка, Олюшка и Аннушка пришли и говорят ему: " Поможем горю. Забыл ты, батюшка, что из глины нашей волшебной игрушки получаются только тогда, когда песня веселая льется». Сели они в кружок, взяли по куску глины «синики» и песню запели. И тут же из-под их рук стали появляться игрушки разные. И все забавные, и все со свистульками.

Быстро понаделали Филимон с дочерями столько игрушек, что всем ребятам в деревне хватило. А там и из других деревень приехали: «И нам сделайте!»  Разнеслась слава о Филимоне и его дочках по всей России- матушке. Деревню Безымянную стали называть Филимоново, а игрушки там сделанные — филимоновскими. А  когда внуки и внучки у  деда подросли, то они и сами стали игрушки лепить, а после и своих внуков научили.

Так до сего дня стоит та деревня Филимоново и песня в ней звучит, а значит, лепят мастера — потомки деда Филимона —  игрушки волшебные детям на забавушку.

Глиняные игрушки ручной работы научат детей быть добрее и уметь дорожить красотой.

Научить детей беречь игрушки, быть внимательнее к тому, чем они дорожат в жизни — это не простая задача.

Как могут красивые глиняные игрушки помочь решить эту задачу?

Не зря говорят, что «там просто, где ангелов до ста». Просто и вполне понятно, что все дети любит новые красивые игрушки. Получив в подарок яркую, интересную, необычную глиняную игрушку ребенок с радостью и увлечением будет играть с нею. Но...! Хрупкие глиняные игрушки бьются чаще, чем другие. Возможно поэтому родители реже покупают такие игрушки детям. Как они не правы!

Игрушки должны биться, должны ломаться, и ребенок должен быть огорчен этим печальным фактом! А чем-же еще?! Что еще его огорчает? Ведь мы, как правило, оберегаем детей от огорчений и переживаний, но без них ребенок не испытывает других очень важных для его души чувств — жалости и сострадания. Да, ребенок будет огорчен, если с красивой и любимой игрушкой что-то случится, но смеем утверждать, что это... хорошо. Слишком много у наших детей небьющихся игрушек! Ему не о чем сожалеть! А жалеть надо! Хотя бы игрушку! Важнее, конечно, научить детей жалеть своих близких, которые по отношению к ребенку часто похожи на небьющиеся игрушки.

Но было бы слишком просто сказать, что после того, как игрушка разобьется ребенок сразу начнет ее беречь и жалеть. Выбор игрушек у нынешних детей таков, что они быстро утешаются заменой одной игрушки на другую. Но, если разбитую любимицу ребенок «вылечит» собственными руками — то об этом «протрубят» все сто ангелов! Самое важное, что именно такую «спасенную» игрушку дети потом любят еще больше, чем прежде. Интересная особенность — такой «клееной-переклееной» игрушкой дети... не боятся играть. Также как не боятся размашисто перелистывать старницы зачитанных книжек, не боятся смело лезть в кусты в старых штанах и пинать мячик в стоптанных по ноге тапочках.

Поэтому не стоит прятать от детей хрупкие глиняные игрушки, боясь, что они разобьются! Если с игрушкой что-то произошло, то ребенка сначала, конечно, надо утешить другой игрушкой, но потом обязательно вместе с ним заняться починкой разбитой игрушки — это не сложное и доступное для детей (совместно со взрослыми) занятие. И вот тогда все сто ангелов увидят и тихо возрадуются, что кроме огорчения ребёнок испытывает еще и жалость и сострадание к разбившейся игрушке, ведь она была такая красивая, такая целая, а теперь перед ним лежат черепки и кусочки. Но — о чудо! -на его глазах игрушка снова становится «здоровой» и красивой, добрые руки мамы или папы и его собственные «вылечили» ее. Такая пострадавшая игрушка теперь, как член семьи, вернувшийся после болезни к своим близким, ребенка с ней теперь связывают ниточки совместно пережитого «несчастья». Как вы думаете, как он теперь к ней будет относится? Вы правы, бережно и с любовью! Она стала ему «роднее», чем была прежде.

Покупая красивую глиняную игрушку с яркой росписью, обязательно расскажите детям о том, как рождаются глинянные игрушки, какая длинная у них история появления на свет — от комочка глины до прекрасной игрушки, часто обладающей даже «голосом». Расскажите о том, что рукотворная глиняная игрушка уникальна и второй точно такой же не найти! Ведь руки мастера не машина, они не «штампуют» тысячи одинаковых игрушек. Каждая глиняная фигурка неповторима! Поэтому ее надо хранить не только как игрушку для развлечения, но и как воплощение красоты, как источник радости и праздника, как прекрасную вещь, в которую вложен труд мастера, его умение, силы и... душа.

Обязательно расскажите об этих удивительных свойствах народных игрушек детям, это научит детей бережно относиться к этим уникальным игрушкам. И есть надежда, что когда дети научатся беречь игрушки, то Ангел Добрых Дел и Ангел Сострадания окажутся среди тех ста ангелов, которые так просто (!) все устроили.


Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение