Название: Игрушка названа по имени деревни Филимоново, которая находится в Одоевском районе Тульской области. В настоящее время деревни Филимоново, как центра художественного промысла не существует. Во времена существования промысла она стояла на высоком берегу реки Упы, где рядом находились большие залежи гончарных глин, в том числе глины «синики». Кроме Филимоново игрушки делали и в соседних деревнях — Больших и Малых Красенках.
История: Игрушечный промысел в Филимоново зародился с 18 века и существовал попутно с гончарным производством до второй половины 19 века. Затем произошел упадок гончарства и осталось лишь незначительное производство игрушек. В 50-60-е гг. 20 века началось постепенное возрождение старинного игрушечного промысла, а в 70-80х годах он получил новое широкое развитие уже как народный художественный промысел с большим количеством работающих мастеров, среди которых были и старые потомственные мастерицы, и молодежь, обучавшаяся у них традиционному мастерству. В 1984 году центр народноо художественного промысла перемещается из дер. Филимоново в город Одоев Тульской обл., куда в основном переезжают мастера.
Мастера: Филимоновская игрушка это женская дель (дело), мастерство передавалось от бабушек к внучкам, от матери к дочкам. Игрушечное дело существовало попутно с мужским гончарством. После исчезновения производства гончарной посуды осталось только игрушечное дело. Старые мастерицы: Карпова Антонина Ильнична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Фёдоровна, Лукьянова Елена Ильинична и Евдокимова Елена Кузьминична. Их работы сохранились в музеях Одоева, Тулы, Москвы, С.-Петербурга. Современные мастера народного художественного промысла: старейший мастер В.Н.Масленникова, потомственный мастер Орлова Е.А., известные мастера И.К.Левитина, А.И.Гончарова, А.В.Гончарова, Марченкова М.Н., В.Б.Першин, Р.В.Орлов.
Материал: Глина «синика». Свойства: пластичная, готовая к лепке сразу после вымешивания, не требует улучшения свойств, игрушка лепится (вытягивается) из одного куска, обжигается в муфельной печи при температуре 920 градусов. Игрушки закладываются в холодную печку, которая включается на подъем температуры, после достижения 920-ти градусов печь выключается и остывает в течении 12 часов. После обжига игрушка становится белой и не требует создания белого фона для росписи.
Лепка: Лепка только ручная, применяется прием «вытягивания» фигурок из одного куска, часто используют прием «заглаживания-подтягивания» большим пальцем, все игрушки имеют свисток, камера свистка делается по особой технологии. Используются только два вспомогательных инструмента — палочка-«пичужка», которой прокалываются все отверстия на игрушке, и ножичек, которым срезается хвостик- свисток. Размеры игрушек: Малые — 5-7 см, средние — 7-12 см, большие — 18-21 см.
Роспись: Используются только три цвета — красный (малиновый), желтый и зеленый («малинка, зеленка и лимонка» — по терминологии мастеров). Желтым рисуют широкие фоновые полосы или «заливают» желтым цветом голову животных. Красным (малиновым) и зеленым цветом проводят тонкие полоски по контуру желтых полос. Кроме того полностью малиновыми делают «кафтанчики» женских фигур и животных-«столбиков». Кисти для росписи: «белка» №3 для желтого фона, «белка» №1 для красных и зеленых полос.
Узоры: В основном графические: полоски, солнышки, полусолнышки, «сеточки», елочки, веточки, «грабли», зигзаги, солярные знаки. Узоры имели символический, ритуальный смысл, но сейчас он утрачен и роспись имеет только декоративно-орнаментальное значение.
Сюжеты: Основные традиционные сюжеты в игрушках народного художественного промысла: женская фигура (барыня), мужская фигура (солдат), домашние животные (чаще рогатые животные, как символ богатства), лошадки, петухи, курочки, уточки, лесные звери. Кроме того, сюжетные фигурные композиции, современная мелкая пластика.