Главная страницаНародная игрушкаКоротко о промысле

Народный художественный промысел России «Филимоновская игрушка»

Название: Игрушка названа по имени деревни Филимоново, которая находится в Одоевском районе Тульской области. В настоящее время деревни Филимоново, как центра художественного промысла не существует. Во времена существования промысла она стояла на высоком берегу реки Упы, где рядом находились большие залежи гончарных глин, в том числе глины «синики». Кроме Филимоново игрушки делали и в соседних деревнях — Больших и Малых Красенках.

История: Игрушечный промысел в Филимоново зародился с 18 века и существовал попутно с гончарным производством до второй половины 19 века. Затем произошел упадок гончарства и осталось лишь незначительное производство игрушек. В 50-60-е гг. 20 века началось постепенное возрождение старинного игрушечного промысла, а в 70-80х годах он получил новое широкое развитие уже как народный художественный промысел с большим количеством работающих мастеров, среди которых были и старые потомственные мастерицы, и молодежь, обучавшаяся у них традиционному мастерству. В 1984 году центр народноо художественного промысла перемещается из дер. Филимоново в город Одоев Тульской обл., куда в основном переезжают мастера.

Мастера: Филимоновская игрушка это женская дель (дело), мастерство передавалось от бабушек к внучкам, от матери к дочкам. Игрушечное дело существовало попутно с мужским гончарством. После исчезновения производства гончарной посуды осталось только игрушечное дело. Старые мастерицы: Карпова Антонина Ильнична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Фёдоровна, Лукьянова Елена Ильинична и Евдокимова Елена Кузьминична. Их работы сохранились в музеях Одоева, Тулы, Москвы, С.-Петербурга. Современные мастера народного художественного промысла: старейший мастер В.Н.Масленникова, потомственный мастер Орлова Е.А., известные мастера И.К.Левитина, А.И.Гончарова, А.В.Гончарова, Марченкова М.Н., В.Б.Першин, Р.В.Орлов.

Материал: Глина «синика». Свойства: пластичная, готовая к лепке сразу после вымешивания, не требует улучшения свойств, игрушка лепится (вытягивается) из одного куска, обжигается в муфельной печи при температуре 920 градусов. Игрушки закладываются в холодную печку, которая включается на подъем температуры, после достижения 920-ти градусов печь выключается и остывает в течении 12 часов. После обжига игрушка становится белой и не требует создания белого фона для росписи.

Лепка: Лепка только ручная, применяется прием «вытягивания» фигурок из одного куска, часто используют прием «заглаживания-подтягивания» большим пальцем, все игрушки имеют свисток, камера свистка делается по особой технологии. Используются только два вспомогательных инструмента — палочка-«пичужка», которой прокалываются все отверстия на игрушке, и ножичек, которым срезается хвостик- свисток. Размеры игрушек: Малые — 5-7 см, средние — 7-12 см, большие — 18-21 см.

Краски: Старые мастерицы использовали натуральные красители, разведенные на яичном желтке (яичная темпера). Современные мастера используют анилиновые красители (лучше для шерсти) в виде порошка. Разводят порошок на ацетоне (растворитель) и добавляют мебельный бесцветный лак № 222 или 228 НЦ в пропорции половина кофейной ложки порошка на 20 г ацетона и 20 гр лака. Раньше цвета называли — «малинка», «лимонка» и «зеленка». Малинка это фуксиновый краситель или родомин. Мастера рекомендуют смешивать краску в объеме не более 0,5 л в стеклянной бутылке с плотной крышкой, а непосредственно перед работой каждый цвет разливать в три небольшие баночки. Можно использовать акриловые краски: для малинового цвета — кармин, розовая красная, для желтого («лимонки») — стронциановая, кадмий, для зеленого — зелень травяная, изумруд. Для работы детей можно использовать темперные краски или гуашь.

Роспись: Используются только три цвета — красный (малиновый), желтый и зеленый («малинка, зеленка и лимонка» — по терминологии мастеров). Желтым рисуют широкие фоновые полосы или «заливают» желтым цветом голову животных. Красным (малиновым) и зеленым цветом проводят тонкие полоски по контуру желтых полос. Кроме того полностью малиновыми делают «кафтанчики» женских фигур и животных-«столбиков». Кисти для росписи: «белка» №3 для желтого фона, «белка» №1 для красных и зеленых полос.

Узоры: В основном графические: полоски, солнышки, полусолнышки, «сеточки», елочки, веточки, «грабли», зигзаги, солярные знаки. Узоры имели символический, ритуальный смысл, но сейчас он утрачен и роспись имеет только декоративно-орнаментальное значение.

Сюжеты: Основные традиционные сюжеты в игрушках народного художественного промысла: женская фигура (барыня), мужская фигура (солдат), домашние животные (чаще рогатые животные, как символ богатства), лошадки, петухи, курочки, уточки, лесные звери. Кроме того, сюжетные фигурные композиции, современная мелкая пластика.

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение