Современным детям трудно угодить с игрушками, они избалованы многообразием игр и игрушек, о многом информированы и очень требовательны. Дети привыкают к быстрой смене впечатлений и, как говорят психологи, у них развивается «клиповое мышление» и «визуализация» восприятия. Это реальность, которой трудно противостоять! Но надо! Иначе дети не получат таких необходимых в детстве и запоминающихся на всю жизнь образных впечатлений.
Что дарит ребенку яркие образы, впечатления, эмоции?
Искусство — источник впечатлений, оно с детства воспитывает человека, «настраивает» его на определенный лад.
Игрушки, на которых воспитывается ребенок — это одно из первых проявлений искусства в его жизни.
Народные игрушки — произведения искусства, через которые в жизнь ребенка входит «большое» искусство (согласитесь, что современные промышленные игрушки нельзя назвать произведениями искусства)
Мы любим народные игрушки! Мы до-ве-ря-ем народным игрушкам! Мы доверяем мастерам — авторам, художникам, создающим народные игрушки.
Мы любим филимоновские народные игрушки! Мы любим мастеров, авторов народных игрушек (да простят нас искусствоведы за такое словосочетание*) ! Мы знаем каждого из них, видели их за работой,говорили с ними об их искусстве,знаем их взгляды на жизнь. Познакомьтесь и вы с нашими мастерами народной филимоновской игрушки! Узнайте о них и об их игрушках больше в наших статьях.
Родители, бабушки и дедушки, педагоги и воспитатели любят и ценят народные филимоновские игрушки за то, что они подлинные и настоящие. В современном мире, где так много подделок и суррогатов, такая подлинность ценится «на вес золота». А в народе говорят «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго!»
Добрые игрушки от добрых мастеров — вот что такое филимоновская народная игрушка!
Главное, что хранят мастера — это Традиции (именно с большой буквы)! Традиции старых крестьянских мастеров, которые жили «в добре» и «по правде». Теперь принято разрушать традиции, видеть в них пережитки прошлого, не нужного в настоящем. Но уже сказано на все времена, что «без прошлого нет настоящего»!
А традиция это не пепел, а огонь! Традиция не лежит золою в старой печке! Традиция «пылает», то есть живет и развивается! Поэтому настоящие Мастера, какими и являются филимоновцы, делают не старые игрушки, а новые игрушки для современных детей! Но корни их уходят в глубокую древность! Новые игрушки, как молодая зеленая крона на стволе дерева, у которого глубокие мощные корни.
Дети любят филимоновские игрушки за то, что они узнаваемы и сказочны одновременно! Лошадка узнаваема, а большой конь с длинной шеей такой необычный и красивый, как в сказке! В игрушках много фантазии близкой детской. Детям нравится всадник на лошадке, но они с большим удовольствием играют всадником на курице или на свинке. Они такие веселые! Да и где еще встретишь таких «всадников»? Только в детских потешках и в стишках про «небывальщину».
Еще дети любят народные игрушки за то, что они не похожи на обычные игрушки, что все они такие разные и можно выбирать такую игрушку, какой нет ни у кого.
Еще любят за то, что все филимоновские игрушки — свистульки! Веселый мелодичный свист неотделим от игрушки. Так было испокон веков и даже назывались игрушки просто свистки или свистульки, а мастерицы были свистулечницами. И бывало, что игрушка оставалась просто белая некрашеная, но всегда со свистком. Посвистеть в свистульку — любимое развлечение детей, но настоящая свистулька должны быть звонкой и удобной. Так оно и есть у филимоновцев — что птичка, что барашек или курочка — бери любую и она ляжет в детскую ручку удобно и надежно, а свисток всегда порадует чистым, звонким звуком.
Такие они филимоновские игрушки — детям и взрослым на радость, на веселье, на праздник!
Любите филимоновские игрушки! Дарите их детям! Украшайте ими свой дом! Любуйтесь ими и вспоминайте их, когда вам будет грустно или захочется солнца и тепла! Глина, напитанная соками земли, даст вам силу, добрые руки мастеров принесут душевное тепло, яркие краски подарят ощущение яркого мира вокруг вас!
* Название и понятие «народная игрушка» имеет определенные исторические корни. Оно родилось в крестьянской среде, где крестьянские игрушки существовали, как попутный продукт деятельности других мастеров (например, гончаров). Затем их стали называть «кустарными», позже «промысловыми» после того, как игрушечное производство выделилось в отдельную область деятельности. В настоящее время искусствоведы и культурологи спорят о правомерности термина «народная игрушка» для современного состояния народных художественных промыслов. Дело в том, что сейчас, в силу исторических изменений в крестьянстве, утрачены основные составляющие понятия народное искусство — крестьянское мировоззрение и коллективность народного творчества. Сейчас принято называть народные игрушки — традиционными, а традиционные художественные промыслы — Школами традиций. Однако мы не будет вдаваться в подробности научных споров и скажем, что в своих статьях мы употребляем термин «народная игрушка» по отношению к совершенно конкретным игрушкам и изделиям мастеров традиционной филимоновские игрушки и считаем, что, в данном случае, это правомерно по сути их творчества.