Елена Орлова обучает росписи народной игрушки
Перед нами филимоновская традиционная лошадка, но пока она не расписана. Давайте украсим её нарядной росписью.
Роспись начинаем желтой краской, как фоном...
- Всегда ли полностью покрывали желтым цветом тулово или голову животного?
- Совсем не обязательно. Есть совершенно логичное объяснение того, как и почему появился в росписи желтый цвет.» Когда зарождался промысел, кормило деревню Филимоново прежде всего гончарство, это был основным делом, поэтому делали горны и заготавливали березовые дрова прежде всего для обжига горшков, а игрушка была как побочный продукт, как женский промысел. Обжигать только игрушки было слишком шикарно и дорого. Горшки для прочности и красоты покрывали желто-зеленой глазурью. Во время совместного обжига глазурь стекала с горшков и попадала на игрушки. То тут капнет, то там и игрушки получались немного окрашенными в желтый цвет. Народные мастера стали превращать эти случайные желтые пятна в желтый фон, куда попадало больше желтых капель — там и делали больше желтого фона — на голове, на ножках, на туловище. Во время росписи могли полностью «зажелтить» игрушку, если она сильно закапана. Поэтому не совсем верно говорить, что кто-то из старых мастериц «любил» больше желтый цвет или меньше «любил», это уж как получалось. Когда в 1970-60-е гг. появились муфельные печи, в которых игрушки стали обжигать отдельно и после обжига они были абсолютно белыми, то мастерица как хотела, так и расписывала, и тогда уж выбирала желтый фон или нет.
Следующий этап росписи — красные полоски, как контур широких желтых полос. Их же можно накладывать и между желтыми. Я больше люблю контур. Кстати, красный цвет имеет малиновый оттенок, поэтому на желтом фоне он становится красным, а на белом остается малиновым.
Следующий этап росписи — зеленые полоски, но уже между красными. Зеленый цвет сам по себе бирюзового оттенка, а на желтом фоне он приобретает травяной изумрудный оттенок.
- Какими современными красками сейчас пользуются народные мастера?
- Анилиновыми красителями (лучше — для шерсти) в виде порошка. Применяют три цвета. Первый — малиновый. Для него нужен или фуксиновый краситель или такой редкий краситель, как родомин ( его можно выписать из Индии). Красный фуксин или родомин можно заменить акрилом оттенка кармин. Разводят порошок на ацетоне и добавляют нитролак — мебельный, бесцветный. Раньше эти цвета называли — малинка, зеленка и лимонка (или желтика) — бабка так называла.
-Каковы пропорции смешивания?
- Пропорции берутся «на глаз». Главное, чтобы краска получилась малиново-розовая и чтобы кисточка «хорошо шла», т.е. краска хорошо ложилась. Народные мастера пробуют на глине, если краска идет«туго», добавляют растворитель, тоже «на глаз». Размешивают краску с растворителем и лаком тоже кисточкой.
Необходимо брать анилин в порошке, ацетон, мебельный бесцветный лак № 222 или 228 НЦ в пропорции — на половину кофейной ложки порошка 20 грамм ацетона и 20 грамм лака. Надо сделать объем краски сразу на 0,5-литровую бутылку. Плотно закрыть крышкой, так как все составляющие летучие. А для работы народные мастера краску выливают в небольшие баночки, так удобнее.
- Какие кисточки используете?
- Белка №3 для желтого фона. Белка №1 для красных и зеленых полос.
- Какой краситель для зеленых полос?
- Работаю зелеными чернилами — от бабушки остались, а так нужен зеленый анилин для шерсти.
Всё! Роспись лошадки завершена!
Народные мастера ведут мастер-класс по лепке народной игрушки. ч.1
Народные мастера ведут мастер-класс по лепке народной игрушки. ч.2