Главная страницаНародная игрушкаМастер-класс по росписи. (ведёт Е. Орлова)

Народные мастера ведут мастер класс по росписи.

Елена Орлова обучает росписи народной игрушки 

Перед нами филимоновская традиционная лошадка, но пока она не расписана. Давайте украсим её нарядной росписью. 

Роспись начинаем желтой краской, как фоном...

- Всегда ли полностью покрывали желтым цветом тулово или голову животного?

- Совсем не обязательно. Есть совершенно логичное объяснение того, как и почему появился в росписи желтый цвет.» Когда зарождался промысел, кормило деревню Филимоново прежде всего гончарство, это был основным делом, поэтому делали горны и заготавливали березовые дрова прежде всего для обжига горшков, а игрушка была как побочный продукт, как женский промысел. Обжигать только игрушки было слишком шикарно и дорого. Горшки для прочности и красоты покрывали желто-зеленой глазурью. Во время совместного обжига глазурь стекала с горшков и попадала на игрушки. То тут капнет, то там и игрушки получались немного окрашенными в желтый цвет. Народные мастера стали превращать эти случайные желтые пятна в желтый фон, куда попадало больше желтых капель — там и делали больше желтого фона — на голове, на ножках, на туловище. Во время росписи могли полностью «зажелтить» игрушку, если она сильно закапана. Поэтому не совсем верно говорить, что кто-то из старых мастериц «любил» больше желтый цвет или меньше «любил», это уж как получалось. Когда в 1970-60-е гг. появились муфельные печи, в которых игрушки стали обжигать отдельно и после обжига они были абсолютно белыми, то мастерица как хотела, так и расписывала, и тогда уж выбирала желтый фон или нет.

Следующий этап росписи — красные полоски, как контур широких желтых полос. Их же можно накладывать и между желтыми. Я больше люблю контур. Кстати, красный цвет имеет малиновый оттенок, поэтому на желтом фоне он становится красным, а на белом остается малиновым.

Следующий этап росписи — зеленые полоски, но уже между красными. Зеленый цвет сам по себе бирюзового оттенка, а на желтом фоне он приобретает травяной изумрудный оттенок.

- Какими современными красками сейчас пользуются народные мастера?

- Анилиновыми красителями (лучше — для шерсти) в виде порошка. Применяют три цвета. Первый — малиновый. Для него нужен или фуксиновый краситель или такой редкий краситель, как родомин ( его можно выписать из Индии). Красный фуксин или родомин можно заменить акрилом оттенка кармин. Разводят порошок на ацетоне и добавляют нитролак — мебельный, бесцветный. Раньше эти цвета называли — малинка, зеленка и лимонка (или желтика) — бабка так называла.

-Каковы пропорции смешивания?

- Пропорции берутся «на глаз». Главное, чтобы краска получилась малиново-розовая и чтобы кисточка «хорошо шла», т.е. краска хорошо ложилась. Народные мастера пробуют на глине, если краска идет«туго», добавляют растворитель, тоже «на глаз». Размешивают краску с растворителем и лаком тоже кисточкой.

Необходимо брать анилин в порошке, ацетон, мебельный бесцветный лак № 222 или 228 НЦ в пропорции — на половину кофейной ложки порошка 20 грамм ацетона и 20 грамм лака. Надо сделать объем краски сразу на 0,5-литровую бутылку. Плотно закрыть крышкой, так как все составляющие летучие. А для работы народные мастера краску выливают в небольшие баночки, так удобнее.

- Какие кисточки используете?

- Белка №3 для желтого фона. Белка №1 для красных и зеленых полос.

- Какой краситель для зеленых полос?

- Работаю зелеными чернилами — от бабушки остались, а так нужен зеленый анилин для шерсти.

Всё! Роспись лошадки завершена!

Народные мастера ведут мастер-класс по лепке народной игрушки. ч.1

Народные мастера ведут мастер-класс по лепке народной игрушки. ч.2

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение