Главная страницаНепраздное чтениеСвятая блаженная Матрона Московская

Святая блаженная Матрона Московская

Мир Матронушки 
О Матроне, известной и неизвестной

«Каждая овечка за свой хвостик подвешена будет. Что тебе до других хвостиков? Думай о себе почаще». «Тело — домик, Богом данный, его нужно ремонтировать». «Держитесь за мою пяточку». Такие слова могут коснуть­ся только чистого сердца. Надо обратиться и стать как дети, чтобы войти в мир Матронушки. Это еще не Царство Божие, но блаженство уже здесь среди скорбей, на земле.

О Матронушке сохранилось немного достоверных данных. Даже про год ее рождения до сих пор спорят: есть издания, в которых указывается 1881, иеромонах Иов (Гумеров), готовивший документы для канониза­ции святой, в интервью нашему журналу настаивает на 1885. Да и так ли это важно? Матрона московская и при рождении, будучи от утробы матери слепой, словно не до конца родилась в эту юдоль, сохраняя связь с миром, для обычных людей невидимым; и по смерти не оставила наш мир. «Рассказывайте все, как живой, — завешала старица, отходя ко Господу, — и я буду нас видеть, и слы­шать, и помогать вам». Это явно сбывшееся обетование святой. Так получилось, что все материалы первых двух разделов этого номера, посвященных Матронушке, со­держат повествование о чудесах по молитвам блажен­ной. Хотя редакция отнюдь не ставила перед собой за­дачу кого-то убеждать в действенности обращения к ней. Однако найти эти свидетельства ни в одном материа­ле не удалось.

крещение матронушкиК сожалению, не осталось воспоминаний священ­ников, окормлявших блаженную, монахов Троице-Сергиевой Лавры, общавшихся с ней. Нет того, кто, зная Матрону при жизни и сам обладая даром духов­ного рассуждения, приоткрыл бы завесу над подвигом святой. Все, что нам известно, — воспоминания тех, кто сам обращался к ней за помощью и утешением. Сквозь внешние описания событий, запечатленных в чьей-то памяти, мы сейчас лишь пытаемся реконструировать духовный облик святой. О чем-то мы можем только догадываться. Часто со слов сотаинников святых в их житиях обстоятельно повествуется о встрече с Самим Господом или с Его Пречистой Матерью. Известно, что однажды Матронушка на сочувственное обращение к ней: «Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира!» — ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек...» Так в ее житии гово­рится о встрече с Господом. И мир Матронушки был вовсе не безвидной тьмой. «У нее и сейчас цветов, как в раю, — говорят сестры Покровской обители, где по­коятся мощи блаженной. — Слепая телесно, она учила и продолжает учить духовному зрению. Прозревать истину, красоту и славить Бога».

Господь, оставив нам возможность прямого, ско­рого на ответ молитвенного общения со святой, промыслительно покрывает недостаток сведений о ней. Спросите у любого в очереди к Матронушке «какая она?» — и вам тут же ответят и расскажут о ней, как о самом близком человеке, точно знакомы с нею всю жизнь. Да и кто не знает о святой блаженной Матро­не Московской? Разве что дети. Именно в диалоге с ними обретается честная, правдивая интонация по­вествования об этом человеке. Замечено, что и сами взрослые, соприкасаясь с этой святой, сразу же как-то смягчаются, умиляются, становятся добродушнее и проще.

св. бл. матрона московскаяРодом из Себино
Перечитываем житие святой

Дом семьи тульских крестьян села Себино Дмит­рия и Наталии Никановых стоял рядом с храмом. Об­становка была бедной. В холодное время года спали, греясь, в печи: днем топят, а к вечеру мать выгребет золу, настелет соломы — «Вот и спальня!» На дворе промоз­глая осень, а Наталия ждет четвертого ребенка... Лад­но бы родился летом. Соседи советуют: сдай в приют. Явилась во сне Наталии птица с человеческим лицом, а веки крепко сомкнуты. К чему бы? А родилась у кре­стьянки девочка-слепыш, и роженица поняла, что сон был вещим. Девочку оставили в семье. Слепота у нее была особой: отсутствовали сами глазные яблоки, но она с детства обладала духовным зрением и даром прозорливости.

Вот и отец Василий, крестивший малышку, опус­тил ее в купель, и над младенцем поднялся столп свет­лого благоухающего дыма... «Я много крестил, — гово­рил многоопытный пастырь, — но такое вижу в пер­вый раз, этот младенец будет свят». А матери сказал: «Наталья, если девочка что-то попросит, вы обязатель­но обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно». Девочка ничего не просила: с младых лет была неприхотлива. Известно лишь об одной просьбе, переданной Матронушкой священнику, — и та просьба об иконе. Маленькая провидица предчувствовала страшные для страны времена и попросила написать образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Матронушка с детства любила иконы. Днем ее не слышно и не видно, ночью Наталия хватится дитя, а ее нет рядом в их тесной печной спаленке. Мать прислушается к шороху в красном углу: Матрона играет с ико­нами. Святые, собственно, и были се собеседниками — друзьями. Сверстники над Матронушкой подшучивали: слепая не видит, можно в яму столкнуть и наблюдать злорадно, как выкарабкивается, или стегать крапивой: «прореки, кто ударил тебя?» Матронушка рано стала хо­дить в храм, здесь ее мать и находила.

св. бл. матрона московскаяПредсказывать и исцелять Матронушка начала с детства. Но сколько же над ней смеялись! «Матроне было восемь лет, когда забрали нашего дедушку, Илью Горшкова (муж Матроинной сестры). Жена его расте­рялась: «Ох, что ж я теперь буду делать?» У них было семь или восемь детей. Матрона ей говорит: «Подож­ди, придет твой Илья». «Пошла бы ты от меня, сле­пая!» — отмахнулась сестра. А Матрона ей: «Не слу­шаешь, ну, как хочешь». Вот пошли они в ригу моло­тить. Матрона их предупредила: «Молотите быстрее, а то не успеете». Они только засмеялись: «Что э то ты все предсказываешь, слепая?» «Ну, как хотите. А то може­те не успеть». Только начали они, вдруг кто-то бежит: «Илья пришел!» Они побежали, все на току поброса­ли. А ведь никто не верил», — рассказывает Анна Дмит­риевна Прохорова, внучатая племянница св. блж. Мат­роны. Так же, как старшая сестра Пелагея, к Матроне относились и братья — Иван да Михаил. Оба вступили в партию и стали сельскими активистами.

А народ к Матроне уже тогда шел и шел, ехал ото­всюду. Молва о помощи по молитвам незрячей себичанки распространялась далеко окрест. Так, в четырех километрах от Себино жил мужик, у которого нога от­казали. «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет, доползет», — убедила тех, кто не верил. Не­дужный поверил и прополз весь путь, а назад шел уже на своих ногах. Хотя сама Матронушка к тому време­ни не холила: с 17 лет отнялись нога. Но она никогда не роптала. Потом, уже в Москве, Матронушка как-то вздохнула на приходящих: «Они все кресты побросали, только ищут здоровья, чтоб им Бог дал», — вспоми­нала Ксения Гавриловна Потапова. Исцеляла других молитвами, читала их громко, проповедовала Христа, наставляла креститься почаще, причащаться Святых Христовых Тайн. «Что Матронушка — Бог что ли? Бог помогает!», — говорила она. А братья на нее злились. Не было в их настоящем и будущем места таким христолюбимым калекам. И Матронушка в 1925 году пере­бралась в Москву...

Где Матронушка жила в Москве? ►

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение