Мир Матронушки
О Матроне, известной и неизвестной
«Каждая овечка за свой хвостик подвешена будет. Что тебе до других хвостиков? Думай о себе почаще». «Тело — домик, Богом данный, его нужно ремонтировать». «Держитесь за мою пяточку». Такие слова могут коснуться только чистого сердца. Надо обратиться и стать как дети, чтобы войти в мир Матронушки. Это еще не Царство Божие, но блаженство уже здесь среди скорбей, на земле.
О Матронушке сохранилось немного достоверных данных. Даже про год ее рождения до сих пор спорят: есть издания, в которых указывается 1881, иеромонах Иов (Гумеров), готовивший документы для канонизации святой, в интервью нашему журналу настаивает на 1885. Да и так ли это важно? Матрона московская и при рождении, будучи от утробы матери слепой, словно не до конца родилась в эту юдоль, сохраняя связь с миром, для обычных людей невидимым; и по смерти не оставила наш мир. «Рассказывайте все, как живой, — завешала старица, отходя ко Господу, — и я буду нас видеть, и слышать, и помогать вам». Это явно сбывшееся обетование святой. Так получилось, что все материалы первых двух разделов этого номера, посвященных Матронушке, содержат повествование о чудесах по молитвам блаженной. Хотя редакция отнюдь не ставила перед собой задачу кого-то убеждать в действенности обращения к ней. Однако найти эти свидетельства ни в одном материале не удалось.
Господь, оставив нам возможность прямого, скорого на ответ молитвенного общения со святой, промыслительно покрывает недостаток сведений о ней. Спросите у любого в очереди к Матронушке «какая она?» — и вам тут же ответят и расскажут о ней, как о самом близком человеке, точно знакомы с нею всю жизнь. Да и кто не знает о святой блаженной Матроне Московской? Разве что дети. Именно в диалоге с ними обретается честная, правдивая интонация повествования об этом человеке. Замечено, что и сами взрослые, соприкасаясь с этой святой, сразу же как-то смягчаются, умиляются, становятся добродушнее и проще.
Перечитываем житие святой
Дом семьи тульских крестьян села Себино Дмитрия и Наталии Никановых стоял рядом с храмом. Обстановка была бедной. В холодное время года спали, греясь, в печи: днем топят, а к вечеру мать выгребет золу, настелет соломы — «Вот и спальня!» На дворе промозглая осень, а Наталия ждет четвертого ребенка... Ладно бы родился летом. Соседи советуют: сдай в приют. Явилась во сне Наталии птица с человеческим лицом, а веки крепко сомкнуты. К чему бы? А родилась у крестьянки девочка-слепыш, и роженица поняла, что сон был вещим. Девочку оставили в семье. Слепота у нее была особой: отсутствовали сами глазные яблоки, но она с детства обладала духовным зрением и даром прозорливости.
Вот и отец Василий, крестивший малышку, опустил ее в купель, и над младенцем поднялся столп светлого благоухающего дыма... «Я много крестил, — говорил многоопытный пастырь, — но такое вижу в первый раз, этот младенец будет свят». А матери сказал: «Наталья, если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно». Девочка ничего не просила: с младых лет была неприхотлива. Известно лишь об одной просьбе, переданной Матронушкой священнику, — и та просьба об иконе. Маленькая провидица предчувствовала страшные для страны времена и попросила написать образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
Матронушка с детства любила иконы. Днем ее не слышно и не видно, ночью Наталия хватится дитя, а ее нет рядом в их тесной печной спаленке. Мать прислушается к шороху в красном углу: Матрона играет с иконами. Святые, собственно, и были се собеседниками — друзьями. Сверстники над Матронушкой подшучивали: слепая не видит, можно в яму столкнуть и наблюдать злорадно, как выкарабкивается, или стегать крапивой: «прореки, кто ударил тебя?» Матронушка рано стала ходить в храм, здесь ее мать и находила.
Предсказывать и исцелять Матронушка начала с детства. Но сколько же над ней смеялись! «Матроне было восемь лет, когда забрали нашего дедушку, Илью Горшкова (муж Матроинной сестры). Жена его растерялась: «Ох, что ж я теперь буду делать?» У них было семь или восемь детей. Матрона ей говорит: «Подожди, придет твой Илья». «Пошла бы ты от меня, слепая!» — отмахнулась сестра. А Матрона ей: «Не слушаешь, ну, как хочешь». Вот пошли они в ригу молотить. Матрона их предупредила: «Молотите быстрее, а то не успеете». Они только засмеялись: «Что э то ты все предсказываешь, слепая?» «Ну, как хотите. А то можете не успеть». Только начали они, вдруг кто-то бежит: «Илья пришел!» Они побежали, все на току побросали. А ведь никто не верил», — рассказывает Анна Дмитриевна Прохорова, внучатая племянница св. блж. Матроны. Так же, как старшая сестра Пелагея, к Матроне относились и братья — Иван да Михаил. Оба вступили в партию и стали сельскими активистами.
А народ к Матроне уже тогда шел и шел, ехал отовсюду. Молва о помощи по молитвам незрячей себичанки распространялась далеко окрест. Так, в четырех километрах от Себино жил мужик, у которого нога отказали. «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет, доползет», — убедила тех, кто не верил. Недужный поверил и прополз весь путь, а назад шел уже на своих ногах. Хотя сама Матронушка к тому времени не холила: с 17 лет отнялись нога. Но она никогда не роптала. Потом, уже в Москве, Матронушка как-то вздохнула на приходящих: «Они все кресты побросали, только ищут здоровья, чтоб им Бог дал», — вспоминала Ксения Гавриловна Потапова. Исцеляла других молитвами, читала их громко, проповедовала Христа, наставляла креститься почаще, причащаться Святых Христовых Тайн. «Что Матронушка — Бог что ли? Бог помогает!», — говорила она. А братья на нее злились. Не было в их настоящем и будущем места таким христолюбимым калекам. И Матронушка в 1925 году перебралась в Москву...