Главная страницаНепраздное чтениеПреподобный Серафим Саровский. Небожитель обитал с нами.

Преподобный Серафим Саровский. Небожитель обитал с нами.

Совершив множество известных нам чудес, а еще больше неизвестных, преп. Серафим Саровский сам был главным чудом, выпадающим из привычного для нас порядка вещей , а потому заставляющих задуматься о самых глубоких тайнах мироздания. Думается, в курсе богословия следовало бы завести специальный раздел под названием «Серафим Саровский».

Дело в том, что одним своим существованием прп. Серафим продемонстрировал, что человек может жить одновременно в двух мирах: ходить по земле и в то же самое время пребывать в Царстве Небесном. Эта удивительная, не объяснимая никакой светской наукой способность замечалась не только у Батюшки Серафима, но и у некоторых других святых, например, у отца Алексея Мечева, но в его случае такое «двухпространственное» существование стало бросаться в глаза окружающим лишь незадолго до смерти, а у преп. Серафима оно длилось десятки лет. Это проявлялось не только в том, что преп.Серафим, по свидетельству многих, иногда шел по дороге не касаясь земли, и в других формах ангелоподобного поведения, но прежде всего в том, что, входя с батюшкой Серафимом в контакт, человек начинал испытывать совершенно особое ощущение, для которого в нашем земном языке не выработано названия, ибо оно посещает далеко не каждого, да и то очень редко. Ближе всего Оно может быть передано словами «ощущение святыни». Великий старец Серафим Саровский постоянно был окружен невидимым облаком той атмосферы, которая образует «ангельское небо».

Собеседники преподобного Серафима. 

Собеседники преподобного Серафима, приближаясь к нему, попадали в эту атмосферу и начинали ее ощущать непонятным для них самих путем — не глазами, не ушами, не какими-то еще органами чувств, а будто всем своим существом, по которому пробегала волна блаженства. Отдаленно это можно описать как «дрожь по телу», только дрожь не страха, а какого-то счастливого возбуждения и душевного подъема. Впрочем, и это не передает испытываемого чувства — его надо хотя бы однажды пережить самому, только тогда поймешь, о чем идет речь (я говорю об этом ощущении не по домыслу, а со слов близкого мне человека, который его испытал, когда однажды в тонком сне ему явился Серафим Саровский). В этой «области иного мира», в которой жил преподобный Серафим, действовали иные законы, возникали иные мысли, представления, желания, распутывались безнадежно спутанные жизненные узлы и завязывались новые. В ней сами собой упали с мундира генерала незаслуженно полученные им ордена, а генерал зарыдал от отвращения к своим поступкам, которыми минуту назад гордился. Горячий сторонник некоей ереси, направляющийся к батюшке Серафиму с твердым намерением убедить eгo в своей правоте, войдя в эту «область иного мира» и услышав от святого Серафима одну-единственную фразу «оставь ты эти бредни», моментально оставил их и с этой минуты стал ревностным проповедником Православия. Девочка редкой красоты, случайно попав в келью преп.Серафима (увязалась за сестрой»), оставила все мысли о мирском и стала великой подвижницей. Всех таких случаев просто не перечесть.

Таинственная реальность, окружавшая преп. Серафима, творящая бесчисленные чудеса и его самого делавшая чудом, оставаясь таинственной, имеет совершенно четкое имя и является одним из главных предметов изучения в богословии. Это — Святой Дух, Третье Лицо Пресвятой Троицы. Серафима Саровского называют то святым старцем, то духоносным батюшкой именно потому, что он жил в атмосфере Святаго Духа, снисшедшего на него с Горнего мира, где она пронизывает все и господствует беспредельно, то есть с Небес. Параллельно святой Серафим Саровский жил и на земле, в гуще материальных данностей, в самой глубинке природного бытия — в дремучих тамбовских лесах. Таким образом, батюшка Серафим оказался точкой, в которой сошлись небо и земля, в которой земля возносилась на небо, а небо овеществлялось землей. Из Откровения святого Иоанна Богослова следует, что такое соединение со взаимным обновлением («новая земля и новое небо» или «новый Иерусалим») является завершением Божественного Домостроительства, поэтому тот факт, что существовал человек, в котором они очевидным образом соединились, доказывает возможность такого завершения всемирной истории, то есть имеет огромное богословское значение.

Прп. Серафим Саровский своей жизнью доказал верность учения Григория Паламы, которое стало поворотным моментом в развитии христианского понимания взаимоотношений между Богом и человеком. Святитель Григорий Палама (XIV в.) утверждал, что исходящий от Истины «фаворский свет», который на несколько секунд увидели апостолы Петр, Иоанн и Иаков в день Преображения, был нетварным, то есть, говоря современным языком, не состоящим из фотонов, а имел нематериальную природу. Таким «светом» озарено Царство Божие, и то обстоятельство, что простые рыбаки увидели его, означает, что человек по замыслу Творца способен воспринимать реалии этого Царства, а следовательно,и жить в этом Царстве, будучи одновременно и человеческим существом, и небожителем. В этом учении, получившем название «паламитский синтез», впервые прозвучала грандиозная космологическая идея о том, что человек сотворен Богом в качестве соединительного звена между двумя слоями бытия, созданными «в начале» как раздельные. Житие прп. Серафима ставит точку в этой отрасли Богопознания.

Каждый способен на святость.

Но тут же сразу возникают два вопроса. Первый: почему этот живой аргумент в пользу учения Паламы был явлен именно в России? Второй: какие природные качества позволили купеческому сыну из Курска Прохору Мошнину стать Серафимом Саровским? На оба вопроса ответы просты.

Первый: почему в России воссиял батюшка Серафим? Ответим сразу вопросом на вопрос: а где же еще? Если вы этим не удовлетворены, примите во внимание то, что и Россия XIV в., и СССР XX-го, и РФ XXI-гo были и остаются по сути Святой Русью, а это значит, что она есть удел не только Богородицы, но и Святаго Духа, стяжание которогo прп. Серафим полагал целью жизни христианина. Второй: какие у Серафима Саровского были качества, определившие его судьбу? Только одно: решимость — преп.Серафим сам сказал об этом. Во всем подобный нам, он умел дерзать как никто другой. Всякий человек по самому замыслу его Творца может стать небожителем на земле, но для этого он должен захотеть им стать и не усомниться в том, что это возможно. Прохор захотел, не усомнился и сделал себя Серафимом. В этом урок и назидание нам всем.

Виктор Тростников.

по материалам журнала Покров №7

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение