Главная страницаНепраздное чтениеЖития святых

Жития Святых Димитрия Ростовского

12 томов — 4300 р. 

КУПИТЬ

Жития святых. История ...

Основанная Господом нашим Иисусом Христом Святая Церковь уже почти две тысячи лет несет спасительную миссию служения Богу и человечеству. За это время семена евангельского учения, посеянные Богочеловеком Иисусом и Его учениками, дали обильные всходы. На церковном небосклоне засияли яркие созвездия целого сонма святых: апостолов, мучеников, пророков, святителей, преподобных и праведных, показавших и реально осуществивших различные пути и способы стяжания благодати Всесвятаго Духа.

Следуя заповеди апостола, Святая Церковь всегда тщательно сохраняла память о своих прославленных членах. В этой связи жизнь, подвиги и учение светочей веры, запечатленные в агиографических памятниках, представляют собой богатейшую сокровищницу мировой христианской культуры и являются неотьемлемой частью священного предания Православной Церкви. Их имена внесены в церковный Диптих на вечное поминовение. «Мученические акты», патерики, лимонарии, синаксари, прологи, четьи-минеи в форме южнославянских переводов и греческих оригиналов попали на Русь вместе с принятием христианства.

Русская Православная Церковь — животворная ветвь вселенской Лозы Христовой (Ин. 15, 6) — возрастила и воспитала в своих недрах множество святых подвижников, пламенной молитвой и трудами благочестия стяжавшая славу небесных покровителей и защитников родного Отечества. Поэтому наряду с традиционным памятованием вселенских святых в Диптих Русской Православной Церкви внесены имена славных ее сыновей и дочерей тоже, явивших, каждый в своем чине (святители, благоверные князья, преподобные и пр.), особый вид духовного подвига, особый путь восхождения к святости — средоточию духовной жизни.

В «Житиях Святых» Древней Руси непосредственно отражены пути этого восхождения к богоподобию. В связи с этим изучение русской святости, выраженной в житиях святых, приобретает чрезвычайно важный, сакраментальный (священный) характер.

«Свет бо есть святых житие и просвещение душам нашим».

Жития Святых раскрывают догматы веры, показывают яркие примеры высокой духовной нравственности и благочестивой жизни. Вместе с тем в житиях святых содержатся те живительные вехи, через которые христианин получает откровение собственного духовного пути.

По выражению одного из исследователей (Г. П. Федотова), «культура народа, в конечном итоге, определяется его религией». В этом аспекте горячая любовь святых земли Русской к своему земному Отечеству явилась основополагающим фактором, объединившим разрозненные удельные княжества в единое, централизованное православное государство — могучую Россию. Таким образом, жития святых представляют собой литературную, историографическую, культурную ценность. Жития святых — это достояние русского народа, его духовное наследие и богатство.

Золотой фонд русской духовности на протяжении многих столетий с любовью собирался и переписывался древнерусскими книжниками. Известно, что уже в Х — XI вв. на Руси появились переводные Минеи (жития святых), особенно в переложении святого Симеона Метафраста. Вместе с тем, когда в течение веков в Церкви Русской возросло обильное число прославленных мужей, разнообразно служивших Церкви и земле Русской из горнего мира, вера народная выделила из сего многочисленного лика ряд избранных Божиих, которым преимущественно усвояла общее заступничество для всей земли Русской. В этом избранном ряду впереди других ставились имена свв. Бориса и Глеба.

 

Борис и Глеб. Нестор Летописец. Пахомий Логофет. Епифаний Премудный. 

 

И примерно в это же время (X — XI вв.) появились первые образцы отечественной агиографии. Это труды святого Иакова Мниха (1074 — 1098), написавшего житие святых Бориса и Глеба, и преподобного Нестора Летописца (ок. 1114 г.; память 28 сентября/11 октября), от которого до нашего времени сохранилось (кроме летописных) два агиографических памятника — житие святых страстотерпцев Бориса и Глеба и преподобного Феодосия Печерского. Несколько позже повести святителя Симона, епископа Владимирского (p 1226 г., память 10/23 мая) и насельника Киево-Печерской обители монаха Поликарпа легли в основу Киево-Печерского патерика.

Среди лучших писателей Древней Руси, посвятивших свое творчество прославлению святых угодников Божиих, преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет занимают особое место, как основоположники литературного стиля «плетения словес» в русской агиографии. За века существования русская агиография прошла через разные формы, знала разные стили. Первоначальная, краткая редакция жития святых, как летописная основа, впоследствии распространялась различными подробностями, представляющими значительный интерес для истории русского быта и литературы.

Как уже было отмечено выше, древнерусские агиографы (в частности безымянные авторы северно-русских и ростовских памятников агиографии) писали в простой литературной форме — в виде летописи или биографии. Однако в эпоху святогорца Пахомия Логофета, творения которого стали образцом для последующих русских агиографов, был выработан устойчивый канон житийной литературы. Жития Минеи выросли в целый агиографический памятник, подчас довольно обширный, со сложной композицией, разнообразием риторических фигур, множеством эпитетов, тавтологических оборотов.

Принципиально важным аспектом в описании жития святого становится единство (единообразие) формы, обусловленное единством подвига святых данного лика. По одной только принадлежности святого к тому или иному чину (например, святительскому или преподобническому) прорисовывается и предугадывается в общих чертах вид его подвига. Общий закон житийного стиля требует подчинения частного общему, растворения человеческого лица в небесном прославленном лике.

Одним из уникальнейших памятников древнерусской письменности являются хранящиеся в Государственном Историческом Музее в Москве Великие Четьи-Минеи (жития святых) митрополита Московского Макария (1563 г.) — это выражение всего духовного богатства русского народа.

Столетием позднее были составлены два новых агиографических сборника: Тулуповские и Мимотинские Минеи. По благословению наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Дионисия (1633 г.; память 12/25 мая), иеромонах Герман Тулупов из Старицы составил в 1627 — 1632 гг. сборник Четьих-Миней. Примечательно, что преподобный Дионисий оказывал повышенное внимание работе лаврского агиографа и собственноручно редактировал рукопись. Это видно на примере рукописного жития преподобных Сергия и Вакха: в конце памятника помещена надпись: «Рукопись писана Германом Тулуповым, ошибки и пропуски поправлены преподобным Дионисием».

Другим значительным памятником русской агиографии, основанным также на житиях и сказаниях Великих Миней-Четьих митрополита Макария, являются Мимотинские Четьи-Минеи. Это результат коллективного творчества священника Иоанна Мимотина и трех его сыновей. Рукопись в виде 12-томного сборника была написана в 1646 — 1654 гг. В отличие от Макарьевских и Тулуповских Миней священник Иоанн Мимотин писал «с разумных списков, тщася обрести правая», то есть не просто переписывал жития, но сокращал и переделывал эти письменные памятники, опуская предисловия и похвальные слова. Основная ценность Миней в том, что в них помещены памяти святых (всего около ста святых), жития которых отсутствуют в других агиографических сборниках.

 

Святитель Димитрий Ростовский. Великие Минеи-Четьи.

 

Спустя почти два столетия после Великих Миней-Четьих свт. Макария благородный труд на ниве агиографии продолжил святитель Димитрий, митрополит Ростовский (+1709 г.) После нашествия Батыя не было православной агиографической литературы и «малороссийцы, — замечает митрополит Евгений (Болховитинов), — читали жития, собранные иноверными и на плохом польском языке», которые имели, безусловно, тенденциозный, прокатолический характер. Поэтому, как пишет известный агиолог протоиерей Александр Державин (+1962 г.), по решению собора старцев Киево- Печерской лавры от 6 мая 1684 года на инока Димитрия было возложено особое послушание — составление житий святых.

Основной задачей Димитрия, будущего святителя Ростовского, было написание житий святых именно для южнорусских предков в противовес польско-униатской экспансии (экспансия — распространение влияния на чужие пределы). В своей работе святитель Димитрий Ростовский использовал Великие Минеи-Четьи митрополита Макария, а также доставленные с Афона (митрополитом Петром Могилой) греческие Минеи святого Симеона Метафраста. За 20 лет неутомимого ежедневного подвига святитель Димитрий Ростовский осуществил и закончил работу над полным годовым кругом Миней-Четьих, изданных в 4-х книгах и поныне не потерявших своего значения. По отзыву архиепископа Филарета (Гумилевского), «Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского — образцовоесочинение по чистоте церковнославянского языка, мастерству изложения, по критической осторожности», они явились важным источником, характеризовавшим целую эпоху русской гимнографии. 

Купить: книги жития святых жития святых для детей 

Мы рекомендуем:

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение