Главная страницаНепраздное чтениеОтец Валериан Кречетов. Русь — храни Веру православную!

Отец Валериан Кречетов. «Русь — Храни Веру православную»

Актуальна ли доктрина «Москва — Третий Рим» в наши дни? Чем плох либерализм? Может ли православный человек иметь гражданскую позицию и участвовать в политических митингах? Мы беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и исповедников Российских в с. Акулово Московской области.

Царский путь — когда бьют справа и слева.

— Отец Валериан, насколько, по вашему мнению, актуальна сегодня идея старца Филефея «Москва — Третий Рим»?

— Вся суть в том, что духовные люди говорили о духовных вещах Библия, как Книга книг, заключает в себе и историю; но основное — это ее вероучительное и нравственное значения. В Евангелии, например, есть несколько упоминаний о царях, правителях — кесаре, Ироде, Понтийском Пилате, но практически нет описаний конкретных личностей. Есть общая картина грядущих событий, Господь сказал апостолам,

что предстоит разрушение Иерусалима, иерусалимского храма. Дано общее положение о последних временах — войнах, землетрясениях, бедствиях. Но они происходили во все времена. И рассматривать Священное Писание, прежде всего Евангелие и Библию, только с точки зрения этих внешних собы- тий нельзя. Потому что за общими понятия- ми, которые похожи во все времена существования человечества, есть какой-то глубокий внутренний смысл, и его сущность является главной. Как Господь сказал: «Из-за умноже- ния беззакония во многих оскудеет любовь» (Мф. 24:12), «Сын Человеческий, пришед, най- дет ли веру на земле» (Лк. 18:8). То есть духовно-нравственное состояние человечества— главное в истории. А все остальное...

Я уж не говорю о современной жизни; о человеческом прогрессе, который практически не упоминается нигде, потому что почти не играет никакой роли. Как сказал святитель Николай Сербский в своем замечательном произведении «Царев завет» и в уста Ангела вложил эти слова: «Все дела на небесах ценятся по произволению, по духовному состоянию». Остальное никакого значения не имеет — машины, самолеты, достижения по сути своей, не стоят и сверчка. Главное же — духовная составляющая. На все нужно смотреть; как говорил преподобный Амвросий Оптинский, взглядом оттуда — с духовной точки зрения.

Весь видимый мир, есть символ невидимого — исходя из этого, все встает на свои места. Иерусалим есть символ Горнего Иерусалима. Рим — Вечный город, как он назывался когда-то (далеко не вечный, конечно, и вообще в человеческой истории Рим по своей земной значимости не является чем- то определяющим). Но здесь было как бы начало: и первые мученики в римском Колизее, и проповедь апостолов Петра и Павла, и первый по чести римский Патриарх (потом Константинопольский).

Но стержень православия перемещался от римских первосвятителей, которые были главенствующими (таковыми и до сих рор себя считают, всегда особенно это подчеркивали, хотя это первенство чести по-настоящему).

Византия, Константинополь, после того как стали православными, возвысились. Но

потом стержень православной веры переместился на север, в славянские страны..

До революции к мнению русского царя и России прислушивался практически весь мир. Но не это самое важное. Главное — это духовная составляющая, то, что хранительницей полноты православия является пока что Россия. Такого количества и верующих, и церквей, и монастырей нет ни в одной стране мира.

Один из наших военачальников,' когда советские войска в ходе Второй мировой войны освободили Болгарию, сообщил Иосифу Виссарионовичу: «Фактически мы можем сейчас взять Стамбул. Это очень просто, ничего не стоит, у нас. достаточно сил. А это все-таки много значит для людей верующих, и тогда мы будем Третьим Римом».

А Сталин ответил: «Россия — и, так Третий Рим. Не нужно этого делать». Когда военачальник повторил свое предложение, Сталин сказал: «Если я услышу это еще раз — вы будете отстранены от должности». Так что отношение к Третьему Риму было особенное.

— То есть в духовном смысле Россия по-прежнему является Третьим Римом? Нашу страну можно считать хранительницей православной цивилизации?

— Конечно. Даже греки, когда приезжали в средние века, удивлялись, по скольку молились русские. Ну, может быть, Афон является сегодня исключением, а в общем- то, не во многих странах, включая Церкви, имеющие древние истоки — Грузинскую или Болгарскую, где были Кирилл и Мефодий, совершаются богослужения так, как в наших православных храмах. И недавнее почитание пояса Пресвятой Богородицы, которому в России поклонились более 3 млн человек, когда люди стояли в очереди под дождем, сутками — это некоторый показатель...

— После чего старец Ефрем, который и привез пояс с Афона, оказался в тюрьме?

— Это все совершенно закономерно. Когда наш отец Сергий Орлов скончался, перебирали его бумаги и нашли запись трех старческих изречений. Первое: «Дела ради Бога сопряжены со скорбями». Второе: «Если какое-то дело доброе сделано и. никакой скорби нет, то это знак того, что Богу оно не угодно». Вот здесь явный знак, что это богоугодное дело. А третье: «Кого Господь избирает для блаженной вечности, тому посылаются непрестанные скорби».

Поэтому случившиеся неприятности — свидетельство того, что все на правильном пути. Кто-то сказал очень хорошо: «Царский путь — это когда бьют и справа и слева».

О симфонии Церкви и государства

— Возможна ли сегодня симфония государства и Церкви и не опасна ли она?

-Преподобный Серафим Вырицкий предсказывал гонения на Церковь после того, как будут восстановлены храмыНу, на последний вопрос, я думаю, уже ответил. Видимо, если будет богоугодное дело, можно ожидать соответствующих последствий. Какого характера окажутся эти гонения, это второй вопрос.

А что касается симфонии Церкви и государства, дело все в том, что симфония — это некоторый единый дух, в общеизвестном понимании — музыкальное произведение, которое имеет строй — мажорный или минорный. Как в человеке присутствуют дух, душа и тело, в музыке есть гармония, мелодия, ритм. Когда гармонией, мелодией пренебрегают, а отдают преимущество ритму, ударникам (как в тяжелом роке), остается одно тело. Без души, духа — это труп. Поэтому и говорят: «музыкальные труппы»,— очень метко кто-то наименовал. О великий, могучий русский язык!

Государство без духовной основы существовать не может. Церковь — это как душа государства, имеющего свой аппарат, свои законы. Но государственные, юридические нормы появляются тогда, когда люди начинают пренебрегать духовными и нравственными законами.

Сущность государства зависит не от наименования первого лица — царя, императора или падишаха, президента или генерального секретаря. Основой его являются люди, их духовное состояние, нравственность. Церковь существует независимо от государства, это Божие установление на все времена. Но государство (Византия) во времена, Константина Великого вошло в Церковь в своих царях. Однако был и гонитель христиан Юлиан Отступник, одни признавали Церковь, другие нет. Но как таковая симфония существовала всегда — в отдельных своих представителях, которые соответственно своему духовному устроению исполняли то, что им положено, и это не противоречило вере.

Поэтому когда государство наше, отделившееся от Церкви, попыталось строить свою жизнь, оно вынуждено было принять, списать с Евангелия моральный кодекс. Только с ошибками.
— То есть и после 1917 г. в России была симфония государства и Церкви?

— Симфония была.

— Как же так — священников расстреляли, храмы разрушили. В чем же симфония?

— Я вам о чем говорю? В своих отдельных представителях, в своих основных положениях... например, был гражданский брак, но это был брак, и если человек не- сколько раз женился, разводился, то с точки зрения государственной он был ненадежной личностью. Во времена Сталина государством был запрещен аборт — как убийство, за это сажали. То есть симфония-то была, Наоборот, сейчас уходит симфония. Аборты — пожалуйста, брак — и гражданского нет уже у некоторых.

В советское время школа была отделена от Церкви. Но структура царского образования тогда практически уцелела. Я, например, благодарен Богу, что прошел эту школу, что меня учили преподавательницы около.1890 года рождения, строгость была — муха не пролетит. А сейчас что происходит в школах? Никто не учится. Раньше, если кто-нибудь где-то тайком курил — вылетал из школы. Не было такого, как сейчас, чтобы девочки маленькие начинали курить. Потому что государство в этом смысле было в симфонии с Церковью. Как раз и нужно восстанавливать эту симфонию.

Литургия в Святой Софии

— Отец Валериан, вы были духовно близки с отцом Николаем Гурьяновым, который хранил Цареградскую икону в советское время. Говорил что-нибудь батюшка о грядущих судьбах России?

— Кое-что говорил, хотя я и не все слышал... Когда его спросили ехать ли в Америку или оставаться в России, он сказал так: «Россия на Голгофе, а Америки уже нет». 0 том, как пойдет перст Божий: «Сначала— Америка, потом — Англия, потом — Франция, потом — Германия». То есть в такой последовательности будут происходить события какие-то.;.

— Батюшка, как вы считаете, пророчество о Третьем Риме как-то связано с тем, что на территории России находится Четвертый удел Богородицы — Дивеево?

-Пресвятая Богородица взяла Россию под Свой Покров. Интересно, что на подлиннике иконы на державе нет креста...

Есть предание, что Канавка вокруг Дивеева — это некий прообраз, форма границ России перед вторым пришествием. И граница открыта на юг — на Константинополь.

— Константинополь будет русским?

— Он будет освобожден русскими. Что ж тут такого? Во Второй мировой войне большую часть европейских стран освободили русские.

— Когда смотришь на современную Святую Софию в Стамбуле, окруженную минаретами, как штыками, кажется, что ее охраняют некие воины...

— Охраняют, так и есть. Ведь там же мечеть-то создать не получилось: в алтаре пытались что-то обустроить, но выходил огонь, и все работы прекращали. Есть предание: когда Магомет-завоеватель въехал в храм Святой Софии, духовенство служило литургию, клир пел Херувимскую песнь. Священник с Чашей вошел в алтарь через Царские врата, а дальше — в открывшуюся стену. С тех пор литургия продолжается — до того времени, пока христиане снова возьмут Константинополь. Тогда отворятся Святые Врата, выйдет архипастырь и, приняв Святые дары, отойдет на вечный покой.

Известно, что арабский ученый Муста- Эддин предсказал, что Константинополь в конце времен опять станет православным. Его утопили, несмотря на то что это был один из праведников мусульманских, прорицателей. «Во всяком народе творящий угодное Богу приятен Богу» (Деян.10:35).

Бога бойтесь, царя чтите

— Вы говорите о симфонии Церкви и государства. А ведь власть в России принято ругать. В интеллигентном обществе слово доброе неприлично сказать в отношении начальства.

— Вы знаете, это как раз относится к раз-воцерковлению. Строго говоря, нормальный православный никогда не будет ругать власть. Потому что это противоречит древнему закону: «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх. 22:28) и еще: «Чти отца твоего и матерь твою, да' благо ти будет и да долголетен будеши. на зем- ли» (Исх. 20:12) — это о почитании старших. Иерархия всегда была в Церкви. «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:17). Так что речь идет о нецерковном и нехристианском отношении к власти.

Как правители себя вели — Бог им судья, но Церковь не ругала власть, она просто называла вещи своими именами или же молчала. Для этого есть первообраз — сам Спа- ситель: Его же распинали совершенно незаконно. Даже Понтий Пилат свидетельствовал, что нет никакой вины. Но Господь молчал, Он же не поносил власть (что толку-то?).

Александр Пушкин очень хорошо написал об Александре Радищеве в заметке, посвященной его книге «Путешествие из Петербурга в Москву». '«...нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви». Прекрасно сказано, это чисто святоотеческая истина.

Известен ответ Оптинского игумена, которому один из монахов, зараженных уже духом этого времени, сказал: «Ты, — говорит, — хоть игумен, да не умен». А тот ему спокойно ответил: «Что ж, милый, сделаешь, ты хоть и умен, но не игумен».

События, которые недавно произошли— митинги, ругань эта, я уж не говорю о кощунстве (что это — детям пример что ли?), — как раз совершенно другого духа. Ведь что такое либерализм?

— Да, батюшка, расскажите — чем плох либерализм?

— А тем плох, что у нас иностранных слов набрались, чтобы прикрыть сущность. А сущность очень простая. Славянские слова— «вольнодумство», «свободомыслие». А мысли-то всякие бывают. Не всем мыслям свободу можно давать. У ребенка пришла мысль, он взял — другого дернул; стукнул. Ну что хорошего? А если каждый начнет поступать по мыслям, которые к нему приходят? Захочется ему плюнуть — он будет плевать, захочется (ну, дети же) укусить — укусит.

Николай Сербский прекрасно поясняет, что человек находится между двух миров— небесным, горним, и адским, злобным. И из того, что слышит, делает свой выбор.

— Как вы думаете — с чем связана волна революций, которая прокатилась по всему миру, захлестнула своими митингами и Россию?

— «Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней» (Мк.13:8). Это именно дух времени. Как сказано, мало спасающихся, потому что для спасения нужен подвиг. А здесь подвига-то нет. Это только шум, гам. Вот молодежь: все орут — и они тоже. Есть, конечно, некоторые заводилы, но остальные, к несчастью, не употребляют какого-то усилия, а поступают как все.

Средства массовой информации долбят, используют кадры, которые на подсознание давят, — создают нервозное, возбужденное состояние. — революционное. Революция- это духовная эпидемия.

— Батюшка, у православного человека не должно быть гражданской позиции? На митинги он не ходит, власть не ругает, молчит, даже если происходит трагедия в Кущевке...

— Нет, если есть возможность что-то сказать, можно и сказать. Апостол Павел, когда его били, заявил: «Я требую суда кесарева. Почему вы меня бьете? Я римский гражданин». Он мог смиренно терпеть, у него была такая возможность. У других, правда, не спрашивали, они так и шли на мучения. В советское время Патриарх Тихон был введен в заблуждение, ему сказали, что все в Церкви уже перешли. на новый стиль, и он дал соответствующее указание — а ведь был святой человек. И отец Сергий Мечев, тоже святой, не послушался. Но как не послушался! Он пришел, упал в ноги Патриарху, сказал: «Ваше Святейшество, не считайте меня бунтовщиком». Тот говорит: «Да я знаю тебя, отец Сергий, что ты говоришь». — «Оставьте меня под своим омофором, но как старообарядца. Позвольте мне остаться так, я не могу выполнить распоряжение». И Патриарх ему разрешил, и потом вся Церковь вернулась к старому стилю. Хотя указание Святейшего было выполнено, некоторые сохранили прежнюю традицию — Данилов монастырь, еще кое-кто в Москве — но потом все-таки вернулись к старому.

Ведь если есть возможность у человека, почему не сказать. А если нет — шуметь просто так? Вообще в истории Церкви апологеты не играли большой роли, в основном— исповедники и мученики.

Если у вас такое положение, что вы можете что-то сделать, — употребляйте свои возможности. Но многие вещи для нас просто недостижимы, они совершаются где-то там, куда никогда не попадешь. Ну и что ты будешь здесь сидеть, кричать, осуждать, ругаться, раздражаться, митинговать? Нет, это что-то не то.

— Бизнесмен Михаил Прохоров на минувших президентских выборах выдвинул лозунг: «Управлять, а не царствовать!» Что вы думаете по этому поводу?

— Суть этого выражения заключается в том, что современный воспитанный человек не знает, что такое царствовать. Это, видимо, не его уровень: до управления он, может, и дорос, а до царствования — нет. Это все равно что сравнить велосипед с самолетом. Царствование на самом деле — такое бремя! Управлять не просто, а царствовать еще сложнее. У царя не коллектив — у него держава. «Державный» почему? Это значит .содержать, сдерживать, держать. Управлять.—" это, знаете, как регулировщик движения палкой на перекрестке указывает:

этого туда, этого сюда. А откуда они приехали, с чем и куда перемещаются, что везут — формировать, направлять потоки- это царствование.

Это, как говорят: «Что вы хотите: иметь мужа, детей, хозяйство?: Или быть женой, матерью, хозяйкой?» Иметь или быть? Управлять или царствовать? Царствовать- сложнее.

— Последние выборы Президента России состоялись 4 марта, в день Торжества Православия. А инаугурация президента намечена на 7 мая, накануне дня памяти Цареградской иконы Божией Матери...

— «Случай — это псевдоним, которым Бог действует в мире», — сказал Паскаль. И все . эти совпадения имеют какой-то смысл. Другое дело, что, может быть, сразу это понять трудно. Как Господь сказал апостолу Петру: «...Что Сделаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13:7). Обычно накануне выборов грязь везде льется, трясут всяким старым тряпьем. Ну, если о грехах речь, то один только Бог без греха. Если нас по грехам судить, что ж с нами тогда делать... А Господь — «не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам» (Пс. 102:10). То есть Господь по добрым качествам каким-то воздает,' а не по тому, что есть грехи.

Что пройдет, то будет мило, ведь от Бога оно было

— То есть вы с оптимизмом смотрите в будущее России?

— Несомненно. А как же? Самое интересное, что, когда у нас что-то происходит в жизни, одни это воспринимают с оптимизмом, другие, наоборот, может, даже стонут. Но проходит время, и, как ни странно, все говорят «Ах, как хорошо было!» Почему-то у некоторых оптимизм и вперед, и назад, а у некоторых — только назад. Я думаю, что лучше видеть все-таки и вперед и назад. Как Александр Сергеевич Пушкин сказал замечательно, я, правда, его подредактировал немножечко:

«Если жизнь тебя обманет- Не печалься, не сердись,

В день уныния смирись...» А я добавил: «А смиряясь, помолись».

«Верь — веселья день настанет,

Сердце будущим живет.

Настоящее уныло,

Все мгновенье, все пройдет.

Что пройдет — то будет мило

«Ведь оно от Бога было», — я добавил туда. Получилось такое светленькое, радостное стихотворение.

— Батюшка, вы, говорят, стихи начали писать? Можете что-нибудь прочитать?

— А это вот беда сейчас — симфония. Одним из примеров симфонии является семья. Должна быть симфония, в одном духе — муж, жена. А у нас какофония. Вот я наслушался всего этого и написал:

Из-за острова на стрежень, на простор мирской

волны,

Выплывают расписные беглых муженьков челны.

На переднем самый старый — с молодой сидит женой,

Свадьбу новую справляет, сам безумный и хмельной.

А в народе слышен ропот, что жену, детей предал.

С грешной жизнию связался, сам пустой бутылкой стал.

Если б эти речи слышал поглупевший муженек,

Возвратился б с покаяньем на семейный огонек.

Но, увы, не всякий слышит голос совести своей,

Оттого столько несчастных и разрушенных семей.

Ну а жены, насмотревшись на безумных мужиков, Вслед за ними потащились разрушать семейный кров.

Все смешалось в этой жизни, соревнуются в бегах,

Деньги, дачи и квартиры, и идет семейный крах.

А о детях вспоминают лишь в процессах дележей,

Только локти покусают в горькой старости своей.

Все смешалось в этом мире, узаконили разврат,

И устроив жизнь такую, устремились прямо в ад.

Если Божье милосердье не щадило бы людей,

Как Содома и Гоморры был конец грядущих дней.

Слава Богу, есть спасенье для заблудшихся людей—

В покаянье в исправленьем провести остаток дней.

В «Евгения Онегина» я тоже одну строчку добавил. Помните, Татьяна приходит в имение Онегина, в библиотеку, смотрит, чем же ее кумир интересовался, какой была его внутренняя жизнь? Нашла Байрона,

«...Да с ним еще два — три романа, В которых отразился век И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом» и вредном... Потому что вся эта злоба — действие пустое и вредное.

— Так какая же доктрина или национальная идея подходит современной России?

— Есть такая доктрина: «Русь Святая, храни веру православную! В ней же тебе спасение, в ней же тебе подтверждение тому, что Церковь будет стоять до конца, а государство — насколько оно окажется в симфонии с Церковью, настолько оно будет крепким, надежным и жизненным.

Доказанная истина

— Батюшка, 14 апреля, в Великую Субботу, вам исполнилось 75 лет.

— Да, вы знаете, как-то странно так получилось: в этом году 200-летие Бородинской битвы, 400-летие освобождения Москвы от поляков, 1100 лет Российской государственности и мое 75-летие.

— Еще старцу Илию (Ноздрину) — 80 лет, батюшка.

— Отцу Илию — 80, совершенно верно. Такие вот приятные совпадения.

— В этом году вы с матушкой также отмечаете золотую свадьбу. У вас семеро взрос- лых детей, 32 внука, просто огромное количество ваших духовных чад. Что бы вы пожелали всем им в этот юбилейный год? Какой бы хотели дать наказ?

— Когда-то мне сказал один игумен, сейчас схиархимандрит, прошедший тюрьму: «Старайся,' чтобы дети тебя любили. Тогда все можешь с ними сделать. А чтобы дети тебя любили, надо самому любить».

Как сказал афонский подвижник монах Климис: «Запомни, грядут времена, когда только любовь спасет нас! Учись растить в себе любовь, все остальное грех, хуже смерти, только она жизнь. Мы пропадем без любви, пропадем». Николай Васильевич Гоголь о том же говорил, только немножко другими словами: «Мне кажется подчас, что все то, о чем так хлопочем и спорим, есть просто суета, как и все в свете, и что об одной только любви следует нам заботиться. Она одна только есть истинно верная и доказанная истина».

То есть пожелание того, чтобы действительно возгреть, взрастить в себе любовь и жить в этой любви. Тогда это жизнь, а иначе — существование. Не все, что мы видим в мире, — живет. Многое только существует, причем временно. А истинная жизнь вечна. Поэтому так важно стяжать любовь Божию. А без Божией помощи ее и невозможно стяжать и взрастить, потому что, как сказал преподобный Иустин (Попович): «Любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества, и человек, сотворенный по образу Божию, должен иметь своей сущностью любовь. Иначе это недочеловек, полу-человек».

У нас этим словом стали называть совсем другие вещи — какие-то привязанности, даже страсти. Но это не любовь. «Любовь к человеку без любви к Богу есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман». Это тоже слова Иустина (Поповича). Только в свете Божественной любви и может быть любовь истинная.

Это как голод: если человек голоден, он съест все что можно. Можно сказать, что если есть любовь, то она будет ко всему. А если «это я люблю», «это не люблю», значит, настоящей любви и нет. Как говорят: «Голоден, но это не хочу». Значит, не голоден. Если был бы голоден, съел бы и это. Так и любовь.

И кто на такую любовь не отвечает любовью, тот сам себя обкрадывает, лишает любви.

Ведь это свойство обоюдное. Почему не нужно отвечать на зло злом? Тогда увеличивается зло. А если отвечать на любовь любовью — увеличивается любовь.

Когда-то Иван Ильин сказал о «некрасивой» женщине, что она может и должна быть красива изнутри, духовно... кто такую женщину не полюбит, тот просто ее не достоин. Думается, так же и к мужчине это относится.

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение