Главная страницаНепраздное чтениеВстреча с о. Александром Ториком

Встреча с о. Александром Ториком

У слушателей Высших Богословских Курсов состоялась встреча с писателем протоиереем Александром Ториком.

книги отца александра торикаВедущий встречи первый проректор ВБК игумен Киприан (Ященко), представляя гостя, отметил тот риск, который присущ протоиерею Александру Торику, как любому творческому человеку и подлинному миссионеру. Например, в Московской духовной академии — уникальный преподавательский состав, более 100 профессоров, но редкие из них отваживаются на написание учебника по собственному курсу. На вопрос «почему?» следует чистосердечное признание: «Во избежание критики со стороны коллег». На художественном языке проповедовать еще сложнее, однако именно простыми сюжет- но-увлекательными и доходчивыми историями раскрывает тайны Царствия Божия Господь наш Иисус Христос. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16), — процитировал отец Киприан слова Спасителя и резюмировал: «А плод художественно-миссионерского творчества отца Александра — множество воцерковившихся читателей».

Большинство собравшихся на встречу были из числа читателей, которые пришли послушать своего любимого писателя. Но сначала их обратили в зрителей. Игумен Киприан представил фильм «Флавиан», снятый киностудией продюсерского центра «Покровь». В планах — съемка художественного сериала «Флавиан». Уже есть сценарий для восьми серий, который написал Александр Сегень, сценарист фильма «Поп» Александра Хотиненко. Пока же была представлена документальная картина о том, как создавалась трилогия, а точнее — поиск и обнаружение прототипов ее главного героя отца Флавиана, главным из которых является ныне уже покойный протоиерей Василий Владышевский. Он был первым настоятелем, у которого еще в 1984 г. Александр Торик начал свое церковное служение в качестве алтарника.

В 1996 г. отец Александр и сам уже был настоятелем двух храмов. На те времена пришлось массовое воцерковление: в храм приходили люди, совершенно ничего не знавшие ни о Боге, ни о Церкви, ни о православии. Со временем батюшка подсчитал, что на каждого вновь пришедшего требуется примерно три с половиной часа индивидуальной беседы. А поскольку физически на каждого столько времени было не найти, отец Александр изложил все базовые представления о православии, Церкви и церковной жизни в книге «Воцерковление» и выдавал ее каждому вновь пришедшему: «Прочитайте, а потом придете и мы продолжим разговор уже на другом уровне».

Книга оказалась востребованной. Сейчас она уже переведена на английский и китайский языки. В ней впервые был явлен образ Флавиана, потом на него наслаивались наиболее яркие верные черты других пастырей — с ними-то и знакомил собравшихся фильм. Это и митрофорный протоиерей Георгий Бреев, и сам игумен Киприан (Ященко) и многие другие.

Рассказал писатель и о своем опыте воцерковления, как сначала самонадеянно— «молодой да умный, «Лествицу» да авву Дорофея читаю!» — полагался на собственное разумение, наотрез отказываясь от увещеваний друга поехать в Троице-Сергиеву Лавру пообщаться с опытным духовником. И как, начитавшись в свое время «рерихов — блават — ских», бежал в храм Николы в Кузнецах к иконе «Утоли моя печали», и как потом все-таки поехал в Лавру. Последующие 13 лет уже постоянно окормлялся там. Общался и с отцом Кириллом (Павловым).

купить книги отца александра торикаСейчас за духовными советами отправляется на Афон. За последние шесть лет отец Александр побывал на Святой Горе 12 раз. Иногда остается подолгу. «Стул и розетка»— два условия необходимые автору для работы; и монахи, среди которых уже много друзей, данные условия предоставляют. «Но главное на Афоне, — говорит отец Александр, — та концентрация благодати, неповрежденность духовной школы, приобщаясь к которым и пишешь иначе. Там молитвенная житница всего православия, хотя повсеместный сейчас дух обмирщения заползает уже и на Святую Гору».

Отец Александр поделился своими секретами работы: «Книги пишу вовсе не я, сам я только клавиши нажимаю. Господь все дает, влагает в сердце, просвещает ум. Вот, бывает, сидишь, что-то от себя хочешь написать, а никак не идет... Помолишься, отринешь «я» — и процесс пошел! Творчество — это всегда определенный вид, степень контакта с Богом».

Из зала пришла записка с вопросом: «Нет ли противоречия в совмещении священнического служения и занятий художественным творчеством? Митрополит Волоколамский Иларион недавно сказал: «Когда ко мне приходит муза, я ее не прогоняю>. А если муза явится прямо в алтарь, что тогда делать?»— «Для меня написание духовной литературы в форме художественных текстов — лишь один из инструментов пастырского служения,— ответил протоиерей Александр Торик. — А музы у православных священнослужителей, а тем более у митрополитов, очень послушные. В алтарь не являются».

Когда тема повествования выходит далеко за пределы пастырской практики, отец Александр прибегает к советам профессионалов из иных областей. Например, когда писал повесть «Русак», завел на форуме сайта spec-naz.org (сообщество ветеранов спецназа) тему: «Священнику-писателю нужна помощь спецназа». С кем-то вступил в переписку, высылал куски написанного произведения. Во время написания повести посмотрел около 30 документальных и несколько художественных фильмов о войне в Чечне. «Когда профессионалы встречают пусть даже в художественном тексте «ляпы» относительно своей профессии, у них пропадает доверие и ко всему прочему написанному. Поэтому важно выверять фактуру». Отец Александр, выслав одному из спецназовцев повесть, целиком, получил от него не только консультации относительно описания военных действий, но и массу интересных литературно-стилистических замечаний.

Беседа с пастырем коснулась и острых тем церковной жизни. На вопрос: «не возникало ли желания изобразить не положительный, как это случилось с героем, а отрицательный типаж современного пастыря-волка в овечьей шкуре?» — писатель ответил, что отчасти касается внутрицерковных проблем в последней повести «Русак». Хотя сам же недоумевал: «Какое художественное слово, какие художественные образы способны перевернуть сознание новых православных фарисеев, обратить их на покаяние, на истинно жертвенное служение Тому, Чьим именем они сейчас спекулируют и утоляют жажду властолюбия и сребролюбия?» И это при том, что Господь даровал сегодня Русской Православной Церкви невиданную за всю историю христианства свободу, с одной стороны, и поддержку государства — с другой. «Фальшь, глупость, показуха и служение материальному проникает даже в наши вновь отстраиваемые и реставрируемые монастыри, — отметил отец Александр. — У нас же сейчас монахи и монахини просто бегут из монастырей. Потому что в монастырь человек идет, чтобы встретить Бога, трудиться над душой, чтобы стяжать христианское совершенство. А ему дают лопату в руки: «Чтобы к вечеру перекопал все от забора до забора. Послушание выше поста и молитвы!» Сама суть монашеской жизни профанируется».

Однако рассказал отец Александр Торик и о настоящем монашеском подвиге — о прототипе героини книги «Селафиила» — схимонахине Сепфоре из Спасо-Преображенской пустыни поселения Клыково. Человеку, живущему духовной жизнью, чтобы знать, что происходит в мире, в соседнем городе, на другом континенте, не нужны никакие средства связи. «Четки — вот мой телевизор!»— известные слова одного из подвижников. Однажды старица Сепфора сказала наместнику Спасо-Преображенской пустыни священноигумену Михаилу: «Я этой ночью молилась на Афоне», — и все вплоть до мелочей достоверно описала, к каким мощам в каком храме прикладывалась, у каких икон молилась, как в какой скит пройти... Так что когда наместник спустя некоторое время оказался на Афоне, он уже точно, восстанавливая в памяти рассказ схимонахини-гида, ориентировался там.

По материалам Журнала «Покров»

 
Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение