Главная страницаНепраздное чтениеСамый радостный день в году. О праздновании Пасхи

О праздновании светлой Христовой Пасхи.

Праздник Воскресения Христова, или Пасха, является главным событием православного церковного календаря. Неслучайно он называется Праздни­ком праздников и отличается от других торжеств и богослужебными осо­бенностями, и продолжительностью празднования, и особым ликованием, которое в пасхальные дни наполняет сердца верующих.

Интересное: Подарки к Пасхе.

Пасха в Ветхом Завете

Праздник Пасхи был известен еще в Ветхом Завете и так же считался главным событием года. Само слово «Пасха», или «Песах». происходит от древнееврейского «прошел мимо». Оно напо­минает об избавлении избранного народа от египетского плена. Как известно из Книги Бытия, накануне десятой египетской казни Господь по­велел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо и пометить агничной кровью дверные косяки. В результате Ангел, поражавший в ту ночь египетс­ких первенцев, «прошел мимо» домов, помечен­ных кровью, и еврейские дети были спасены.

С тех пор в Древнем Израиле ежегодно от­мечали это событие и в память об исходе из Египта совершали заклание однолетнего ягнен­ка. Ягненка следовало испечь на огне и в тече­ние пасхальной ночи в семейном кругу съесть, не преломив костей, с опресноками и горькими травами. Позже, когда евреи оказались рассеян­ными по разным областям Римской империи, появился обычай ко дню Пасхи приезжать в Иерусалим для встречи праздника.

Христианская Пасха

Христианская Пасха установлена в память о Воскресении Господа Иисуса Христа. После Пя­тидесятницы, ознаменовавшей рождение Церк­ви, Пасха очень быстро стала главным христиан­ским праздником. Уже апостол Павел пишет о Воскресении как центральном событии мировой истории и главном основании спасения человека.

Как можно заключить из творений мужей апостольских и первых апологетов, первоначально смерть и Воскресение Христа как единое протяженное событие отмечались еженедельно: пятница была днем поста и скорби в воспоми­нание страданий Христа, а воскресенье — днем радости. Торжественная составляющая праздно­вания усиливалась в период еврейской Пасхи, во время которой произошли воспоминаемые еван­гельские события. На Востоке, в Малоазийских Церквах, в I в. Пасха ежегодно отмечалась строго 14 нисана вместе с иудейской Пасхой. В других Церквах, в частности Римской, празднование переносили на воскресенье после иудейской Пас­хи, поскольку в соответствии с евангельским по­вествованием Христос был распят в день ветхо­заветной Пасхи и воскрес в день после субботы.

Во II в. праздник стали праздновать ежегод­но во всех Церквах. Сведения о праздновании ежегодного дня Крестной смерти и Воскресения Христова имеются во многих сочинениях свя­тых отцов II-III вв. Воспоминания о страдани­ях, смерти и Воскресении Христа, объединен­ные под общим названием «Пасха», делились на две части: так называемая Пасха Крестная, ко­торая совпадала с еврейской Пасхой и характе­ризовалась строгим постом, и Пасха радости, или Пасха Воскресная, которая отмечалась по окончании скорбного периода. Считается, что в современном Богослужебном Уставе следы древней практики сохранились в богослужени­ях Четверга, Пятницы и Субботы Страстной сед­мицы, а также в структуре ночной службы в Не­делю Пасхи, состоящей из пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы и торжественно-радостной пасхальной утрени.

Когда праздновать

В скором времени разница в традициях По­местных Церквей, касающихся времени празднования Пасхи, стала ощутимо заметной. Меж­ду Римом, Александрией и Церквами Малой Азии разгорелся нешуточный «пасхальный спор». Как уже было сказано выше, Малоазийские Церкви, в которых было много христиан, об­ращенных из иудеев, строго держались обычая праздновать Пасху 14 нисана вместе с иудеями. По этой причине они были названы четыренадесятниками, или квадродециманами. Именно в этих Церк­вах название еврейс­кой Пасхи перешло на название христианс­кой и впоследствии укоренилось в обще­церковной практике. На Западе же, где влияние ветхозаветной практики было замет­но меньше, сложилась практика празднова­ния Пасхи в первый воскресный день пос­ле еврейской Пасхи. Примерно в это же время иудеи переходят на празднование Пасхи по лунному календарю, так как агрономический ориентир в виде созревания колосьев для опре­деления месяца нисана оказался утерян вслед­ствие разрушения Иерусалима и рассеяния на­рода. Реформирование еврейской Пасхалии еще больше обострило вопрос о праздновании Пас­хи христианами.

Окончательное решение этого вопроса про­изошло на I Вселенском Соборе, состоявшемся в 325 г. в Никее. Отцы Собора согласились, что­бы Пасха отмечалась всеми Церквами в один и тот же день. Постановлением Собора Пасха должна была праздноваться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весен­него равноденствия. Таким образом, Пасха окон­чательно становится переходящим праздником и выпадает каждый год на разные дни в периоде 22 марта по 25 апреля по старому стилю.

В V в. название «Пасха» стало общепринятым для обозначения только праздника Воскресения Христова, в то время как название «Крестная Пасха» постепенно исчезло из употребления. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в бо­гослужебном плане все отчетливее и получил название «Праздника праздников».

Пасха на Руси

На Руси существовало множество обычаев, приуроченных к дням Страстной и Светлой сед­миц. Так, Великий Четверг традиционно назы­вают «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стре­мится очиститься духовно и причаститься. В чет­верг было принято наводить порядок в избе. На Севере и в средней полосе России собирали и сжигали ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный мож­жевеловый дым защищал человека и скотину от болезней.

Начиная с Великого Четверга православные готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса или пшеницы. Также готовили творожную пасху, пекли куличи и другую пасхальную снедь.

Пасхальный стол отличался от празднично­го обильностью, разнообразием и красотой. По некоторым свидетельствам, у зажиточных хозя­ев подавали до 48 различных блюд — по числу дней Великого поста. В домах зажигали все све­чи, лампады, люстры и светильники.

Всю Светлую седмицу стол оставался накры­тым. Благочестивые христиане старались при­глашать к столу в особенности тех, кто не мог или не имел такой возможности: нищих, убогих, больных.

На Пасху был распространен обычай «хрис­тосования» пасхальными яйцами, пока одно из яиц не разобьется. Дети играли в «покатушки»: у кого яйцо дальше укатится. В народе устраи­вали гулянья с хороводами, играми, качелями. В разных местностях они продолжались от од­ного дня до двух-трех недель.

В последней трети XIX в. в России распрос­транился обычай отправлять родным и знакомым, с которыми заведомо не получится встре­титься па Пасху, пасхальные открытки с красоч­ными рисунками. Как правило, на открытках изображались пасхальные яйца, куличи, храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, ве­сеннее половодье, цветы. Всего до революции было издано несколько тысяч видов пасхаль­ных открыток.

Журнал «Покров» №3. 

Читать в новом номере: 

  • Пасха на Святой Земле
  • Лаборатория святости. Афонские истории
  • Всё содержит в совей руке всемогущий Бог.
  • (Лекция-беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым.) 
  • Нерукотворные лики Спасителя
  • и многое другое...

Купить журнал «Покров» 

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение