Праздник Воскресения Христова, или Пасха, является главным событием православного церковного календаря. Неслучайно он называется Праздником праздников и отличается от других торжеств и богослужебными особенностями, и продолжительностью празднования, и особым ликованием, которое в пасхальные дни наполняет сердца верующих.
Интересное: Подарки к Пасхе.
Пасха в Ветхом Завете
Праздник Пасхи был известен еще в Ветхом Завете и так же считался главным событием года. Само слово «Пасха», или «Песах». происходит от древнееврейского «прошел мимо». Оно напоминает об избавлении избранного народа от египетского плена. Как известно из Книги Бытия, накануне десятой египетской казни Господь повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо и пометить агничной кровью дверные косяки. В результате Ангел, поражавший в ту ночь египетских первенцев, «прошел мимо» домов, помеченных кровью, и еврейские дети были спасены.
С тех пор в Древнем Израиле ежегодно отмечали это событие и в память об исходе из Египта совершали заклание однолетнего ягненка. Ягненка следовало испечь на огне и в течение пасхальной ночи в семейном кругу съесть, не преломив костей, с опресноками и горькими травами. Позже, когда евреи оказались рассеянными по разным областям Римской империи, появился обычай ко дню Пасхи приезжать в Иерусалим для встречи праздника.
Христианская Пасха
Христианская Пасха установлена в память о Воскресении Господа Иисуса Христа. После Пятидесятницы, ознаменовавшей рождение Церкви, Пасха очень быстро стала главным христианским праздником. Уже апостол Павел пишет о Воскресении как центральном событии мировой истории и главном основании спасения человека.
Как можно заключить из творений мужей апостольских и первых апологетов, первоначально смерть и Воскресение Христа как единое протяженное событие отмечались еженедельно: пятница была днем поста и скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье — днем радости. Торжественная составляющая празднования усиливалась в период еврейской Пасхи, во время которой произошли воспоминаемые евангельские события. На Востоке, в Малоазийских Церквах, в I в. Пасха ежегодно отмечалась строго 14 нисана вместе с иудейской Пасхой. В других Церквах, в частности Римской, празднование переносили на воскресенье после иудейской Пасхи, поскольку в соответствии с евангельским повествованием Христос был распят в день ветхозаветной Пасхи и воскрес в день после субботы.
Во II в. праздник стали праздновать ежегодно во всех Церквах. Сведения о праздновании ежегодного дня Крестной смерти и Воскресения Христова имеются во многих сочинениях святых отцов II-III вв. Воспоминания о страданиях, смерти и Воскресении Христа, объединенные под общим названием «Пасха», делились на две части: так называемая Пасха Крестная, которая совпадала с еврейской Пасхой и характеризовалась строгим постом, и Пасха радости, или Пасха Воскресная, которая отмечалась по окончании скорбного периода. Считается, что в современном Богослужебном Уставе следы древней практики сохранились в богослужениях Четверга, Пятницы и Субботы Страстной седмицы, а также в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы и торжественно-радостной пасхальной утрени.
Когда праздновать
В скором времени разница в традициях Поместных Церквей, касающихся времени празднования Пасхи, стала ощутимо заметной. Между Римом, Александрией и Церквами Малой Азии разгорелся нешуточный «пасхальный спор». Как уже было сказано выше, Малоазийские Церкви, в которых было много христиан, обращенных из иудеев, строго держались обычая праздновать Пасху 14 нисана вместе с иудеями. По этой причине они были названы четыренадесятниками, или квадродециманами. Именно в этих Церквах название еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии укоренилось в общецерковной практике. На Западе же, где влияние ветхозаветной практики было заметно меньше, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи. Примерно в это же время иудеи переходят на празднование Пасхи по лунному календарю, так как агрономический ориентир в виде созревания колосьев для определения месяца нисана оказался утерян вследствие разрушения Иерусалима и рассеяния народа. Реформирование еврейской Пасхалии еще больше обострило вопрос о праздновании Пасхи христианами.
Окончательное решение этого вопроса произошло на I Вселенском Соборе, состоявшемся в 325 г. в Никее. Отцы Собора согласились, чтобы Пасха отмечалась всеми Церквами в один и тот же день. Постановлением Собора Пасха должна была праздноваться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, Пасха окончательно становится переходящим праздником и выпадает каждый год на разные дни в периоде 22 марта по 25 апреля по старому стилю.
В V в. название «Пасха» стало общепринятым для обозначения только праздника Воскресения Христова, в то время как название «Крестная Пасха» постепенно исчезло из употребления. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане все отчетливее и получил название «Праздника праздников».
Пасха на Руси
На Руси существовало множество обычаев, приуроченных к дням Страстной и Светлой седмиц. Так, Великий Четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно и причаститься. В четверг было принято наводить порядок в избе. На Севере и в средней полосе России собирали и сжигали ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и скотину от болезней.
Начиная с Великого Четверга православные готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса или пшеницы. Также готовили творожную пасху, пекли куличи и другую пасхальную снедь.
Пасхальный стол отличался от праздничного обильностью, разнообразием и красотой. По некоторым свидетельствам, у зажиточных хозяев подавали до 48 различных блюд — по числу дней Великого поста. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.
Всю Светлую седмицу стол оставался накрытым. Благочестивые христиане старались приглашать к столу в особенности тех, кто не мог или не имел такой возможности: нищих, убогих, больных.
На Пасху был распространен обычай «христосования» пасхальными яйцами, пока одно из яиц не разобьется. Дети играли в «покатушки»: у кого яйцо дальше укатится. В народе устраивали гулянья с хороводами, играми, качелями. В разных местностях они продолжались от одного дня до двух-трех недель.
В последней трети XIX в. в России распространился обычай отправлять родным и знакомым, с которыми заведомо не получится встретиться па Пасху, пасхальные открытки с красочными рисунками. Как правило, на открытках изображались пасхальные яйца, куличи, храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы. Всего до революции было издано несколько тысяч видов пасхальных открыток.
Журнал «Покров» №3.
Читать в новом номере:
- Пасха на Святой Земле
- Лаборатория святости. Афонские истории
- Всё содержит в совей руке всемогущий Бог.
- (Лекция-беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым.)
- Нерукотворные лики Спасителя
- и многое другое...