Главная страницаНепраздное чтениеПраздник Пасхи.

Праздник Пасхи.

Пасха для каждого. 

Протоиерей Александр Лаврин.

В любой церковный праздник на середине храма поставляется икона, сви­детельствующая о священном событии, открывающая его содержание и да­ющая возможность нам быть его соучастниками. Такую икону ставят, конеч­но, и на Пасху. Но во многих храмах сейчас на Пасху можно встретить икону Воскресения Христова, где Спаситель, победоносно поднимается, как бы взлетает от гроба с отваленным камнем, у входа в который, как свидетели, могут находиться один или два Ангела. Однако это очень поздняя икона. И соответствует она только первой половине праздничного песнопения: «Хри­стос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...» Такой образ ничего не говорит о том, какое отношение Воскресение Христово имеет к человеку. О личном, подаренном каждому из нас, смысле Праздника праздников рас­сказывает клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Александр Лаврин.по

Подарки к Пасхе. Что подарить ближнему? 

Господь наш Иисус Христос родился на зем­ле, жил, умер на Кресте и воскрес на третий день не для того, чтобы показать всемогущество Своего Божества, с Которым неразрывно свя­зано по воплощении Его человечество, а «нас ради человек и нашего ради спасения». Поэтому более точный и полный образ Пасхального праздника — икона «Сошествие во ад». В ней даже само движение Иисуса Христа противоположно привычному сейчас образу: не вверх, а вниз. Безусловное движение вверх явится в иконном образе в следующем за Пасхой празд­нике — Вознесении Господнем, где человечес­кое естество в Иисусе Христе будет вознесено превыше всей твари. Воскресение же Христо­во — это, прежде всего, снисхождение к погиб­шему человеку. Отсюда и вектор. Причем дви­жение вниз — стремительно, о чем свидетель­ствуют на иконе белые ризы Господни, словно не успевшие опуститься до конца, они еще за­держиваются в воздухе и как бы плавно опада­ют за спиной уже остановившегося перед Ада­мом Спасителя.

Под ногами у Христа врата ада. Это не некие материальные ограждения с замками и запора­ми, а образ сил ада. А то, что они не просто по­вержены под ногами Господа, но написаны кре­стообразно, — неслучайно. Крест и явился той лестницей, по которой Господь нисходит к ду­шам усопших. Невозможно войти в царство мертвых, оставаясь живым. Умер, чтобы животво­рить мертвое. И начало этой новой жизни поло­жено именно там, где смерть получила полное свое исполнение, где она, казалось бы, себя со­вершенно реализовала, — в аду.

По правую и левую сторону от Христа мы видим Адама и Еву. Христос по отношению к Адаму склоняется и берет его за руку. Хотя взгляд Адама и устремлен на Христа, рука его безволь­но висит в руке Спасителя. Здесь видна разни­ца: насколько всецело Бог устремлен к падшему и как на действие и призыв Божий обыкновен­но слаб ответ человеческий, надеждой исполнен только взгляд первосотворенного.

За прародителями видны ветхозаветные пра­ведники, и образы их, как правило, читаются: это и Авель, и царь-пророк Давид, и его сын Соло­мон, далее — пророки Даниил, Иоанн Предтеча, а после узнаваемых праведников—нимбы, поуже без ликов. Тем самым иконописцы точно хотят показать, что спасаемых — множество. В то же время и созерцающий икону становится в числе тех, кто предстоит сейчас пред Христом.

Икона всегда — активное действие в настоя­щем (в любом настоящем), а не в прошлом или будущем временах. И если мы «проживаем» со­бытие иконы здесь и сейчас, то нам становится ясно, что у Госпола даже движение вниз — со­шествие во ад — имеет смысл восхождения. Спу­стился Он в ад для того, чтобы вызволить чело­века из этой юдоли печали и смерти, поднять из самых глубин дна адова того, кто утратил единение с Источником Жизни, а значит, и саму жизнь, но, безусловно, чает вновь обрести это утраченное единство.

Господь умер и воскрес, чтобы нас приоб­щить Своему Воскресению. Поэтому на древ­ней иконе «Сошествие во ад» часто после на­звания ставили запятую и дописывали: «или Воскресение Христово» (впрочем, эти названия могли меняться местами). И вот тогда мы пе­реживаем смысл Праздника личностно во всей его полноте — так, как об этом поется в празд­ничном песнопении: «Христос воскресе из мер­твых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Пасха начинается с Великой Субботы — Со­шествия во ад. В тропаре Воскресения так и по­ется:

«Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняли, Неописанный».

Господь сходит во ад и этим раз­рушает не только его врага и затворы, но и всю преисподнюю. «Ад стечет», — как говорит Иоанн Златоуст. И смерти уже нет. Сила смер­ти иссякла. Она до сих пор снедает человеческие тела, но она уже не вла­стна над душами. До воплощения Христова и Его смерти и Воскре­сения души всех — и грешников и правед­ников — отправлялись в Шеол (так в древнем Израиле называлась преисподняя). По Вос­кресении Христовом оттуда выходят все те, кто внял проповеди Иоанна Предтечи (он даже на иконе изобра­жен с благословляю­щим (говорящим) жес­том: «Благовестил еси и сущим во аде Бога», — поется в тропаре Иоан­ну Крестителю). И кто доверился нисшедшему Христу.

Отныне ад разорен, разрушен, и выход от­гула свободен. Значит, не Бог заточает туда грешника. Господь в притче о Страшном Суде не говорит Анге­лам: «возьмите этих и поселите там-то», — но сказано: «И пойдут сии в муку вечную, а правед­ники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). Пойдут! То есть сами. Господь ска­зал: «...Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), также и ад человек носит в себе. И суще­ствование такой души по смерти тела может быть только вне Бога. Тогда становятся понятны сло­ва Иоанна Златоуста, что геенна огненная — это милость Господня для грешников — единствен­ное место, которое им сродно и близко. При­сутствие же Божие становится для них «огнем попаляющим».

Однако воскресение мертвых касается от­нюдь не только тех, кто уже во гробе телом. Мы потому и проходим поприще Великого поста перед Пасхой, чтобы познать окаменелость сво­ей души для духовной жизни. Пост нам дан для того, чтобы, исполняя его, для нас стало оче­видным, насколько евангельские добродетели дня нас — труд: не радость, а постоянное пре­одоление себя. Для Христа та жизнь, которую Он нам предлагал, — блаженство, и не только там, на Небесах, но всегда, и на Кресте. Имен­но на нем Он и священнодействует.

У Господа нет частичной любви. Христос отдавал и отдает любому человеку всегда всего Себя. Мы в покаянии отдаем Ему свою смерть, поэтому-то апостолы проповедовали народам «Христа распята». Ибо пока человек грешен, ему нужно, чтобы Христос висел на Кресте. Пребывая на Кресте, Он берет на Себя «грехи мира» и, попирая Своей смертию смерть, ис­полняет нас Своей жизнью. В этом смысл слов апостола: «...уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Это лежит и в основе ли­тургии. «Если едите плоть Его и пиете кровь Его, смерть Его возвещаете и Воскресение Его пропо­ведуйте» (евхаристический канон литургии свт. Василия Великого).

И вот когда мы Великим постом реально пе­режили, что нет у нас вне Бога никакой «сво­ей» благодатной жизни, что души наши мерт­вы для Царства Божиего — мы захотим воскре­сения! Тогда Пасха для каждого будет по-настоящему желанна, она будет именно — для нас!

tags: Пасха, праздник Пасхи, Пасха 2011, Христос Восркесе, О праздник Пасхи

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение