Главная страницаНепраздное чтениеТроицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Троицкий собор в Лавре — главная святыня, вокруг которой устраивается вся жизнь монастыря. Сюда стекаются со своими нуждами, бедами, скорбями, просьбами, и отсюда источаются благодать, помощь, свет, наставления, вразумления. Рассказывает смотритель Троицкого собора игумен Корнилий (Мороз).

Годы утрат

Лавра была закрыта с 1920 по 1946 гг. Монастырь упразднен. Монахи разошлись кто куда. Несколько лет после закрытия службы еще совершали в храме у «подножия» монастыря. И часть братии жила в частных домах неподалеку. Среди них — и архимандрит Кронид (Любимов), последний наместник дореволюционной Лавры. Сам же монастырь был превращен в музей. Неугасимая лампада у мощей. Преподобного Сергия в те годы погасла. 26 лет в Лавре не было монахов. Ее называли музеем. Однако отчасти благодаря этому Троицкий собор был сохранен от большего разорения. Из потерь самая существенная — икона «Троица» работы Андрея Рублева. В конце 1920-х гг. она была передана в Третьяковскую галерею. Ее оклад сейчас хранится в музее «Ризница» по соседству с Троицким собором. Он сохранился после устроенного в годы революции демонтажа риз иконостаса, большая же их часть утрачена. Где она сейчас находится — неизвестно, может быть, уже уничтожена, переплавлена, а может быть, еще будет посредством какого-то чуда возвращена.

Пропал также нимб с крышки раки Преподобного Сергия. На старинных фотографиях видно: он был украшен огромными драгоценными камнями — они, наверно, и прельстили грабителей. Также из алтаря исчезла часть богослужебной утвари. Престол и сень в алтаре Троицкого собора — сохранились.

Больше всего в годы революции пострадали Никоновский придел и Серапионова палатка: вообще ничего из дореволюционного убранства не осталось — ни иконостаса, ни престола, ни сени. Мощи преподобного Никона и еще двух игуменов Лавры не были подвергнуты поруганию, так как находятся под спудом. В «музейные» годы здесь устроили склад утильсырья. Только в 1950-е гг., уже после возрождения Лавры, было воссоздано убранство. Часть икон была написана монахиней Иулианией (Соколовой).

Чудеса

Случай был с архимандритом Виталием, ныне здравствующим. Однажды он приболел " ' и не пошел на братский молебен. В тонком сне ему явился Преподобный Сергий: «Ты не. пошел на братский молебен, а отец Симон

(тогда — инспектор академии, в будущем— митрополит Рязанский и Касимовский) никогда братский молебен не пропускает».

В начале 2000-х гг. погиб в автокатастрофе лаврский иеродиакон Алексий. Он ехал на машине из Лавры в Дивеево на день Ангела своей мамы — дивеевской инокини Варвары. Ему было 33 года. Это была удивительная личность, способный во всех отношениях человек, стяжавший множество добродетелей. Он был известен тем, что погребал бездомных. Мама его — скитоначальница одного =из дивеевских скитов, где он постоянно помогал на стройках, выполнял самые тяжелые работы. Разбился он 16 декабря, днем. В это время в Троицком соборе, как обычно, служили молебен с Акафистом Преподобному. Пела псаломщица. Видит, как подходит к мощам иеродиакон Алексий, в подряснике, — так, как он ехал за рулем. В собор проникает мало прямого солнечного света, она не разглядела, но запомнила, что у него было что-то на голове, вроде наспех сооруженной повязки. Ее удивило также и то, что он был в одном подрясничке: на улице тогда стоял мороз около — 25'. Подошел к мощам, приложился, — она отвлеклась, посмотрев на текст, а как только подняла глаза, его уже не увидела и подумала, что, наверное, спустился в Серапионову палату. А через 10 минут ударил лаврский колокол— известил о смерти брата Алексия.

На памяти игумена Корнилия (Мороза), смотрителя Троицкого собора, несколько случаев, когда могла бы случиться беда, но заступничеством Преподобного Сергия Господь миловал. Вот один из таких случаев. В 2007 г. закончилась реставрация киота Тихвинской иконы Божией Матери, которая находится прямо напротив сени над ракой Преподобного Сергия. Это огромный посеребренный киот, требующий сложных работ по монтажу. Поэтому в тот вечер Троицкий собор был закрыт раньше обычного: не в девять, а в семь часов вечера. Приступили к работе. Внизу под киотом находится розетка в 220 В, в которую хор во время пения литургии включает светильники аналоя. Накануне установки отреставрированного киота отец Корнилий вызвал электрика, чтобы тот отсоединил

(тогда — инспектор академии, в будущем— митрополит Рязанский и Касимовский) никогда братский молебен не пропускает».

На памяти игумена Корнилия (Мороза), смотрителя Троицкого собора, несколько случаев, когда могла бы случиться беда, но заступничеством Преподобного Сергия Господь миловал. Вот один из таких случаев. В 2007 г. закончилась реставрация киота Тихвинской иконы Божией Матери, которая находится прямо напротив сени над ракой Преподобного Сергия. Это огромный посеребренный киот, требующий сложных работ по монтажу. Поэтому в тот вечер Троицкий собор был закрыт раньше обычного: не в девять, а в семь часов вечера. Приступили к работе. Внизу под киотом находится розетка в 220 В, в которую хор во время пения литургии включает светильники аналоя. Накануне установки отреставрированного киота отец Корнилий вызвал электрика, чтобы тот отсоединил

провода. Предварительно сам смотритель отключил вилку в алтаре, на которую была запитана клиросная розетка. Электрик спросил:

— Надо ли изолировать провода? — Да нет, Бог даст, скоро закончим. Однако работы по установке киота длились всю ночь и едва-едва удалось завершить их к началу братского молебна в 5.30. В предрассветной спешке и после бессонной ночи о проводах уже не вспомнили. К литургии пришли клиросные: щелкают светильники на аналое, а они не включаются. Попросили пономаря в алтаре включить вилку в розетку. Включил— светильники не загорелись. «Пошевели- те провода», — советует пономарь. Семинарист из клиросных стал их шевелить и, чудом не задев оголенных участков, сдвинул их, однако так, что они легли на оградку. По

оградке пошел ток. Прошло уже более шести лет, но отец Корнилий помнит то утро. Теперь каждый раз, наблюдая за литургией, он видит, как около оградки постоянно кто- то стоит, неоднократно прикасаясь к ней, как вокруг оградки просто вьются дети, сидят у основания. А тогда идет литургия, и запутанная на 220 В оградка точно кем-то бдительно защищена от приближения к ней... Клиросные не стали придавать особого значения неисправным светильникам, выяснять причину, литургия уже начиналась, они взяли свечи и запели.

В самый опасный момент, когда служащий иеромонах возгласил: «Святая — святым!» — народ как обычно подался вперед, стали уже подходить ближе к солее ко Причастию. И тогда один из клиросных братий вдруг сошел с клироса и пошел вдоль оградки к мощам. У него на рясе была металлическая пуговица, которая случайно при ходьбе коснулась оградки. Разряд молнии предупредил всех об опасности. И сейчас, вспоминая то утро, невозможно усомниться в том, что точно батюшка Сергий всю литургию стоял у оградки, не допуская к ней в то утро детей и кого бы то ни было. И лишь тогда, когда уже прикосновение к ней подходящих ко Причастию было неизбежно, н был подан знак. После разряда молнии, осветившего всех неестественно белым для храма светом, включили паникадило. И сразу же увидели, что на оградке два оголенных провода.

Никакая более-менее значимая работа, связанная со святыней Троицкого собора, не проходит без искушений. И тут радость' окончания длительных кропотливых реставрационных работ могла быть омрачена бедой. Но Преподобный хранит все чудесным образом, являя свое заступничество во укрепление веры и умножение сил ко благим, начинаниям и делам.

Убранство

В убранстве Троицкого собора две главные святыни обладают высочайшими эстетическими свойствами — рака с мощами Преподобного Сергия и сень над ними и иконостас.

Рака — шедевр ювелирного искусства, который создавали в благодарность Преподобному Сергию на протяжении нескольких столетий. Это конденсирующий разные времена, прекрасный по взаимодополнению составляющих ансамбль. До конца XVI в. мощи Преподобного покоились в деревянной раке, созданной сразу же после их обретения, Сейчас эта святыня находится в Успенском соборе, открыта для поклонения в правой части храма. Первую серебряную раку, которая заменила собой деревянную, подарил в 1585 г. царь Иоанн Грозный. В 30— 40-х гг. XVIII в. попечением императрицы Анны Иоанновны была изготовлена серебряная сень. В 1837 г., при Николае I, над ракой соорудили чеканную крышку. Самая древняя филигранная с житийными текстовыми клеймами рака времен Иоанна Грозного от нас сейчас сокрыта за серебряной панелью сени. В 1950-е гг. у раки появилось последнее дополнение. Лавра тогда уже возрождалась, но времена были безбожные: мощи решено было закрыть стеклянной вставкой с открывающимся окошком. Раньше, до революции, мощи были открыты и укутывались лишь покрывалом. Сейчас после братского молебна, который ежедневно служат в 5.30 утра, окошечко над главой Преподобного открывается: прикладываются братия и богомольцы. В последние годы ювелирный комплекс реставрируется. Несколько лет назад поновляли крышку раки, на которой по старинным фотографиям восстановили нимб. Два года назад закончили реставрацию части сени. Сейчас идет работа по изготовлению новой стеклянной пластины с окошком взамен сделанной второпях в 1950-е гг.

Другая святыня Троицкого собора — иконостас с тремя ярусами икон работы преподобного Андрея Рублева и его учеников. Если сокрытие раки времен Иоанна Грозного вызывает грусть, то отсутствие риз являет нам иконостас как предчувствие Царства Святой Троицы, так как оно было познано и открыто нам духовидцами-иконописцами. В последние годы были отреставрированы икона Преподобного Сергия с житием (см. статью «Открытие житие в красках» на с. 10) и икона Матери Божией «Одигитрии» слева от Царских врат. Если житийная икона, по предположениям исследователей, была написана к 100-летию прославления Преподобного Сергия в 1522 г., то икона Матери Божией «Одигитрии» датируется еще более ранними временами — 1460-ми гг., то есть была написана спустя всего несколько десятилетий после работ преподобного Андрея Рублева. Реставрация икон была выполнена лаврскими художниками-реставраторами. Комиссия из ведущих российских реставраторов признала, что рвоты выполнены на самом высшем уровне. Сейчас в реставрации находится Годуновская «Троица» — копия Рублевской, написанная около 1600 г. Причем некоторые ученые склонны датировать ее временем Иоанна Грозного.

В 2001 — 2004 гг. были отреставрированы фрески Троицкого собора. Сейчас на Урале пилят плитку из уральской яшмы для пола Троицкого собора — это большой и в своем роде уникальный проект. 

По метериалам журнала «Покров»

 
Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение