Главная страницаНепраздное чтениеО дивный остров Валаам

О дивный остров Валаам

Ступенька к небу

Валаам — один из древнейших на Руси центров Православия, откуда свет христианской веры, дух строгого русского монашества распространялся по городам и весям. Здесь начинали свой путь многие святые подвижники — преподобные Валаамские чудотворцы Сергий и Герман, просветитель юга России Авраамий Ростовский, апостол Аляски и всего Североамериканского континента — Герман Аляскинский, один из основателей Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря Савватий Соловецкий, Александр Свирский, сподобившийся, как праотец Авраам, лицезреть Пресвятую Троицу.

Валаамский Архипелаг расположен в северо-западной части Ладожского озера. Главный остров, на котором находится Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, занимает площадь около 30 кв. км. Его окружают свыше 50 гранитных островков, где в тенистых лесах спрятано драгоценное ожерелье валаамских скитов.

Разбросанные по Ладожскому озеру острова в прямом смысле слова удалены от мира — ближайшие прибрежные населенные пункты отстоят от архипелага на 25 км. Поздней осенью и ранней весной попасть на Валаам можно разве что на вертолете — вольную Ладогу штормит.

Навигация судов начинается в начале мая, когда озеро очищается ото льда. В бездонную Никоновскую бухту (ее глубина достигает 40 метров) один за другим входят белоснежные круизные теплоходы. Чудная картина Валаама открывается взору путешественника: на высоченных скалах лепятся сосны и яблони, корни извиваются по голым камням, червонным золотом горят кресты на новеньких церквах...

Приехал на два дня — остался на много лет — обычная история на Валааме. Каждый, ступающий на землю северного Афона, делает это потому, что его приводит сюда Господь.

И не случайно 10-летний Алеша Ридигер в 1939 г. стал одним из последних паломников Старого Валаама, «прописавшегося» после революции на территории Финляндии.

«На меня, девяти- и десятилетнего мальчика Валаам произвел неизгладимое впечатление. Архитектура монастыря и скитов, намоленность храмов, удивительная природа северного края, духоносные старцы и насельники Валаамской обители; их трудолюбие, открытость, доступность для каждого паломника и особая чуткость — все это поражало. Во многом эти два посещения Валаама определили мой будущий жизненный путь»,— напишет спустя много лет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

А всего через четыре месяца после паломничества на Валаам Ридигеров начнется эвакуация братии монастыря в глубь Финляндии, 2 и 4 февраля 1940 г. 70 советских самолетов будут бомбить Валаам. Советско-финская война закончится передачей обители СССР и полным ее разорением.

«Глубоко трогательным было наше отплытие с Валаама в конце августа 1939 г., — вспоминал Святейший Патриарх Алексий II. — Ощущалась грядущая катастрофа. Множество насельников пришло проводить корабль. Провожающие и отплывающие пели гимн монастыря «О, дивный остров Валаам...» Все плакали — и те, кто уезжал, и те, кто оставался. Было такое чувство, что это встреча последняя и что не придется больше увидеть Валаам с духоносными, любвеобильными старцами — молитвенниками... »

Однако «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Сегодня восстановленный, благоукрашенный Валаамский монастырь, снова принимает гостей и тех, кто готов всецело посвятить себя Господу. При этом огромную роль при возобновлении обители сыграли хлопоты митрополита Ленинградского и Новгородского, а затем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, того самого мальчика Алеши, за которого молились Валаамские иноки...

Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля». Некоторые связывают наименование острова с библейским прорицателем Валаамом и языческим божеством Ваалом (Велесом). Согласно преданию, в древнейшие времена Валаамские острова были гигантским языческим жертвенником. Однако апостол Андрей Первозванный, освятив днепровские кручи, где предстояло подняться Киеву, двинулся на Север. Просветитель скифов и славян прибыл в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама. Здесь он разрушил языческое капище и воздвиг каменный крест — по преданию, на этом месте сейчас находится Воскресенский скит Валаамского монастыря.

Основатели обители на Валааме — преподобные Сергий и Герман, греческие священниноки, пришли во владения Великого Новгорода в Х в. вместе с первыми православными миссионерами.

В службе святым Сергию и Герману Валаамским говорится, что их «любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва — непрестанна, нрав — кроток, слез струи — приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества превосходящие». Однако исторические сведения о преподобных скудны. Не раз обитель опустошалась шведами (в XI в., затем в 1581 и в 1611 гг.), многие документы были утрачены, среди них — и жизнеописание святых Сергия и Германа Валаамских.

Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163 — 1164 гг. «В лето 1163... обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне»... В 1182 г. мощи вернулись на Валаам.

Тогда же состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, положено начало их церковному почитанию в пределах Новгородской епархии. Общероссийская канонизация состоялась в 1819 г., при этом Синод определил дни памяти Валаамских святых — 28 июня/11июля и 11/24 сентября.

Летописи свидетельствуют о том, как во время набегов шведы без жалости расправлялись с Валаамскими насельниками. Монахи же, следуя заповеди «не убий», не брались за оружие. Ныне на Валаамском братском кладбище под сенью развесистых кленов экскурсоводы рассказывают трогательную историю обращения в православие шведского короля Магнуса II Смека.

В 1371 г., через несколько лет после заключения Дерптского мира, его корабль был выброшен на берег острова Валаам. Буря в щепки разметала судно, на котором Магнус со своими воинами решил предпринять очередной поход на православные земли. Однако сам король был спасен Валаамскими монахами. Потрясенный святостью места, ласковым обращением черноризцев, Магнус решил остаток своих дней посвятить Богу. Сменив царскую порфиру на рясу инока, он принял великую схиму с именем Григорий. Через три дня после пострига король Магнус скончался...

Труды, угодные Богу

Дабы не допустить поругания мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских шведскими завоевателями, иноки высекли в скале глубокую нишу, над которой впоследствии был возведен Спасо-Преображенский собор. Его строительство началось в 1717 г. Однако сооружения петровской эпохи до нашего времени не сохранились — все они погибли от пожаров и бурь. Нынешний Валаамский собор с нежно-лазоревыми главами и 70- метровой четырехъярусной свечой-колокольней в центре каре был возведен по проекту архитектора А.Н. Силина в 1889 г. Храм двухэтажный: верхний посвящен Преображению Господнему, нижняя церковь — двухпрестольная- освящена в честь Сергия и Германа Валаамских и св. пророка Илии.

Еще раньше, при игумене Дамаскине (Кононове, 1839 — 1881 гг.) на Валааме появляются скиты, обухоженные поля, сенокосные угодья, огороды и сады. Работают заводы (в т.ч. смоляной, кожевенный и кирпичный), кустарные, ремесленные мастерские. Валаамские иноки строят, пишут иконы, обжигают кирпич, разбивают огороды и сады, где выращивают яблоки, груши, вишни, виноград, даже арбузы. Некоторые фруктовые деревья, возраст которых составляет более 150 лет, плодоносят до сих пор — валаамские яблоки можно от- ведать в открытом кафе в монастырском саду.

Соприкоснуться с чудом монашеской республики Валаам стремятся художники, композиторы, писатели. Школой живописи Валаамский монастырь становится для Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, Николая Рериха, Исаака Бродского. Чудный остров Валаам вдохновляет Петра Чайковского, Александра Глазунова, Милая Балакирева, Николая Римского-Корсакова. Сюда приезжают Дмитрий Менделеев, Исаак Левитан, Алексей Толстой, Мариэтта Шагинян, Федор Тютчев, Александр Дюма. О Валааме пишут Николай Лесков, Василий Немирович-Данченко (брат Владимира Немировича-Данченко, основателя и режиссера МХАТ), Иван Шмелев, Борис Зайцев.

После Октябрьского переворота 1917 г. Валаам оказывается на территории Финляндии и для многих становится олицетворением старой России. Однако в результате советско-финской войны 1939 — 1940 гг. остров возвращается СССР. Валаамские иноки покидают обитель вместе со святынями, а в Финляндии открывается Нововалаамский монастырь. Была вывезена и старинная кованая серебряная с позолотой рака, установленная над мощами Валаамских преподобных при императоре Александре I(ныне она находится в Музее Православной Церкви в городе Куопио).

В последующие 50 лет на Валааме открывают совхоз, дом инвалидов, школу-интернат, турбазу. Урон, нанесенный за эти годы Валаамскому монастырю, неописуем. Но, как и Россия, обитель восстает из пепла и руин, возвращается к иноческой жизни.

13 декабря 1989 г., в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, на Валаам прибывают первые монахи. А в июне 1996 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освящает выполненную столичными мастерами бронзовую раку над мощами преподобных и новый иконостас в Спасо-Преображенском соборе.

Ныне над гробницей Валаамских чудотворцев Сергия и Германа помещен образ «Господь-Вседержитель с предстоящими», некогда находящийся в центре иконостаса верхнего храма. На этой чудом сохранившейся иконе изображены святые основатели Валаамского монастыря, коленопреклоненно молящиеся за Валаамскую обитель.

Икона эта чудотворная. В своем «Рапорте о мироточении иконы преподобных Сергия и Гер- манна валаамских» от 15 июля 1999 г. наместник обители, архимандрит Панкратий писал Патриарху: «11 июля 1999 г. в день празднования памяти прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, после совместной молитвы с Вашим Святейшеством, вечером икона над ракой преподобных начала мироточить. Сначала миро в виде небольших капель проявилось на мантиях прпп. Сергия и Германа, а спустя некоторое время тонкими струйками стекало в низ иконы». И далее: «Мироточение продолжалось во время молебна и в течение нескольких дней».

Чудо было воспринято монашествующими как знак того, что их труды угодны Богу, и что небесные покровители преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, «не оставляют обитель в своих молитвах».

«И вот, живые нити протянулись от «ныне» к прошлому, и это прошлое мне светит. В этом свете — тот Валаам, далекий», — так написал о Старом Валааме в 1935 г. Иван Шмелев, находясь в эмиграции в Париже.

Наш сумеречный мир, как и много лет назад, снова освещают маяки монастырей, среди которых — древняя Валаамская обитель.

По материалам журнала Покров №6

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение