Главная страницаНепраздное чтениеОптина пустынь

Оптина пустынь. Оптинские старцы. Современная Оптина. Паломничество в Оптину пустынь. .

Проповедь старца Илии

Схиархимандрит Илий Ноздрин о женском служении (новое на сайте 13.05.13)


«Духовная санатория многих израненных душ»

оптинские старцы

«Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый, приходящий в Оптину Пустынь... найдет удовлетворение— милостию Божиею и за молитвы великих наших отцов. Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного отечества. Не перестают и теперь духовно воспитывать, особенно тех, которые приходят в Оптину на поклонение».

Преп. Иосиф Оптинский.

Центр русского старчества Свято-Введенская Козельская Оптина Макариева пустынь неразрывно связана с русской культурой XIX— начала ХХ вв. «Духовной санаторией многих израненных душ» называл Оптину пустынь о. Павел Флоренский. Лицезрение духовного подвига и святости стали для многих представителей русской интеллигенции тем ориентиром, который вывел их на путь веры.

Враг не любит света

Жемчужина в духовном венце православной России — ставропигиальный мужской монастырь Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь — один из старейших и наиболее почитаемых в стране. Оптина славится своими старцами, чьим подвигом изгнанное Петром духовное водительство вернулось в Россию; своей молитвенной традицией — так называемой «умной молитвой», или молитвой Иисусовой, пришедшей на Русь с Афона и несущей в себе животворящую силу, а также особым духовным попечительством, какое оказывали оптинцы всем страждущим.

И если в большинстве российских монастырей шло служение Всевышнему, то в Оптиной отправлялась еще одна великая служба — человеку. «Как на людях я родился, — любил повторять преподобный старец Амвросий Оптинский, — так все на людях и живу». С ним вместе то же могли сказать и другие оптинские старцы. С раннего утра до глубокой ночи кельи монастырских духовников оставались открыты, и всяк приходящий — пешком ли, с котомкой за спиной, в богатом украшенном экипаже,— находил здесь сердечный прием и разумное наставление. В пору расцвета монастыря — второй половине XIX в.— «на прием» к старцам съезжались сотни людей, причем дожидаться своей очереди приходилось неделями. И день, и ночь, подобно столпам света, поднимались отсюда неустанные молитвы. На этих столпах держалась Россия.

В Оптной пустыни было принято откровение помыслов ежедневное исповедование своих мыслей и чувств как неотъемлемое условие для достижения духовного совер­шенства. Во главу всех советов и наставлений оптинские старцы ставили смирение как сущность христианской жизни. «Сам то я хуже всех, сокрушался оптинский старел св. прей. Моисей (Путилов) Другие, может быть, только думают, что они хуже всех, а я на самом деле дознался, что я хуже всех». «Праведных ведет в царство Божие апостол Петр, а грешных Сама Царица Небесная», вторил ему отец Амвросий.

оптинские старцы

Оптинские старцы были «праучениками» великого молдавского старца Паисия Всличковского

(21 декабря 1722— 15 ноября 1744). 

У преподобного Паисия все об­ращено на внутреннюю сторону иноческой жизни. Через него в обитель пришли традиции афонской аскезы, умной моитвы и божественного рассуждения. Он же ука­зывал на один из глав­ных источников ино­ческого воспитания — чтение святоотеческих творений и правильное их при­менение в монашеской жизни.

В 40-х г г. XIX в. в Оптиной пустыни начал работать издатель­ский отдел, у истоков которого стоял старец Макарий (Иванов). Были опубликованы жития русских и право­славных святых, труды и жизнеописание преп. Паисия Величковского, переведена святоотеческая литература. Высокими покровителями оптинского книгопечатания были митрополит Московский Филарет (Дроздов) и про­фессор Московской духовной академии протоиерей Фе­дор Голубинский.

Трижды разоренный

Предполагают, что монастырь Оптина пустынь, ос­нованный в козельских лесах на берегу реки Жиздры в конце XIV начале XV вв.. возник не царским повеле­нием и не попечением бояр, а трудами и молитвами пра­вославной братии. Есть версия, что одно время в двух разных отделениях монастыря «оптом» подвизались иноки и инокини. Такие обители на Руси назывались оптиными, отсюда и наименование пустыни. По другому преданию, основателем обители был гроза окрестных ле­сов. разбойники душегубец Опта, впоследствии раскаяв­шийся и принявший монашество с именем Макарий.

Как бы то ни было, сведения о начальном периоде существования монастыря крайне скудны: отшельники избегали людей, вокруг стеной стоял глухой лес. лежали негодные для хлебопашества и никому не принадлежав­шие 1смли, недалеко проходила граница с Польшей. В 1610-1617 гг. монастырь был разорен польско-литовс­кими войсками и находился в кшустении. В Г629 г. сно­ва возобновлен.

Царь Михаил Феодорович Романов пожаловал пус­тыни земли под огороды, а в 1689 г. козельские бояре по­строили в в Оптиной пустыни первое здание Введенского собора. Однако по личному указанию Петра Iдля умножения государственных доходов на монастыри были наложены непомерные пошлины .

В 1724 г. Оптину пустынь закрыли как «малобратный монастырь». Тягостное для русских обителей положение изменилось лишь с воцарением императора Павла Пет­ровича. По его указу 18 декабря 1797 г. в числе прочих Оптина пустынь получила «300рублей па вечные време­на» и сверх того мукомольную мельницу и пруд.

Но духовное возрождение Оптиной началось только в 1821 г., когда епископ Калужский Филарет (Амфитеатров), впоследствии митрополит Киевский, принял ре­шение об устройстве здесь Скита но имя Иоанна Пред­течи. В декабре 1821 г. Калужский архиерей обратился к известному старцу иеросхимонаху Афанасию, ученику преподобного Паисия Величкоаского, жившему с браттией в Рославльских лесах. Епископ предлагал старцам избрать уеди­ненное место на территории обители «для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних св. отцов пустынножителей. 6 июня1821 г. по благословению отца Афанасия в Оптину пустынь из Рославльских лесов при­были отшельники во главе с братьями Путиловыми — будущими преподобными оптинскими старцами. Моисеем и Антонием. Они поселились па монастырской пасеке, восстанавливая обитель.

Однако первым великим оптинским старцем принято считать иеросхимонаха Льва (Наголкина) (1768-1841) который поселился в скиту в 1829 г. Именно к нему обращались за духов­ной помощью не только насельники монастыря и скитс­кая братия, но и мно­гие миряне из разных сословий и званий. Отец Лев был родом из купеческой семьи города Карачаева Ор­ловской губернии, в Оптину пустынь прибыл уже на склоне лет. В моло­дости он обладал баснословной силой, но и теперь был высокого роста, говорил басом, немного юродствовал, шутил, но это всегда имело скрытый назидательный смысл. Он читал в душе каждого из риходивших к нему забытые тайные грехи, сокровенные помыслы.

Впоследствии преемниками старца Льва стали: иеросхимонах Макарий (Иванов), иеросхимонах Амвросий (Гренков), иеросхимонахи Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов).

Последний великий оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов) скончался в 1928 г. (монастырь закрыли в 1918 г.). Незадолго до революции старец стал ходить с красным бантом, предсказывая грядущие события. У него была птичка, которая свистела, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, пришедших с пустыми горестями; имелся волчок, который он заставлял запускать известного профессора; были детские книжки, которые старец давал читать представителям интеллигенции.

В начале ХХ в., ознаменовавшегося интеллектуальной революцией, преподобный советовал жить и учиться так, чтобы ученость не мешала благочестию.

Истина открывается в меру нашей чистоты

Сегодня Оптина Пустынь переживает свое очередное возрождение. 17 ноября 1987 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. Через год прославлен в лике святых преподобный Амвросий Оптинский. А 26 июля 1996 г. Святейший Патриарх Алексий II возглавил торжества по случаю канонизации собора оптинских старцев. Были прославлены: преподобные Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Исаакий I, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсанофий, Анатолий (Потапов), Нектарий, Никон, Исаакий II. Четыре года спустя еще 15 насельников Оптиной Пустыни были причислены к сонму новомучеников и исповедников Российских ХХ в.

Вот иллюстрация к духовной истории Новой России — на монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских новомучеников — иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. На месте их погребения выстроена каменная часовня. В обители сегодня проживат более 100 насельников. В монастыре имеется приусадебное хозяйство, два подворья в Санкт-Петербурге (Свято-Успенских храм на наб. Лейтенанта Шмидта) и в Москве (храм Святой Живоначальной Троицы в Останкино на 1-й Останкинской улице). Братия окормляет заключенных исправительно — трудовой колонии в Сухиничах, православное подразделение местной дивизии и Православную гимназию в г. Козельске. Наместнику монастыря архимандриту Венедикту (Пенькову) в июне 2009 г. исполнилось 70 лет, с юбилеем его поздравил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

оптинские старцы

Оптина пустынь. Старец Илий. Скит. 

В знаменитом скиту Оптиной пустыни сегодня проживают 9 человек. Они приехали из самых разных уголков России, — Санкт-Петербурга, Средней Волги, Сибири, Москвы. Самый известный из ныне здравствующих оптинских молитвенников — духовник братии монастыря схиигумен Илий (Ноздрин), некогда приглашенный с Афона Святейшим Патриархом Алексием II для возрождения оптинского старчества. Однако став духовником Святейшего Патриарха Кирилла, отец Илий большую часть времени проводит в Патриаршей резиденции в Переделкино под Москвой. Раз или два в месяц он приезжает в Оптину, но его пребывание там скоротечно.

Все, кто действительно нуждается в напутственном слове того или иного духовного лица, его получают. Надо лишь приложить к своему желанию некоторый труд и терпение. Не случайно все современные подвижники веры и благочестия — например архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Николай (Гурьянов) — жили вдалеке от больших городов. И сам путь к ним представлялся определенным духовным подвигом.

Паломничество в Оптину из Москвы. Как доехать?

Из Москвы до Оптиной идет прямой автобус — экспресс «Москва — Сосенское». Отъезд в 12.50 от автовокзала у метро «Теплый стан», время в пути— 5 часов, стоимость билета — 400 рублей. Но можно ехать и с пересадкой. С 7 утра и до 16 ежечасно от метро «Юго-Западная» и «Теплый стан» отправляются автобусы до Козельска. Оттуда до Оптиной 8 км (15 минут на маршрутном такси). Наконец, каждую субботу в 6 утра от храма св. Апостолов Петра и Павла в Ясенево отправляется автобус с двухдневной экскурсией в Оптину пустынь и Шамординский женский монастырь. Стоимость экскурсии — 1000 рублей. В нее включены ночлег в монастырской гостинице и горячее питание.

Конечно же, одного и двух дней в Оптиной мало. В былые времена паломники приезжали на недели и даже месяцы, располагаясь в монастырских апартаментах. Есть гостиницы в Оптиной и сегодня. Одна из них находится прямо у стен монастыря — комнаты в ней рассчитаны на 6 человек, стоимость проживания — 200 рублей в сутки. Кроме того, в распоряжении монастыря — 3 деревянных коттеджа. Комнаты чистые и уютные, рассчитаны на двух человек, без душа, но с кухней. Стоимость проживания, включая обед и ужин, — 500 рублей.

Монашеский день в обители начинается в 5.30 братским молебном у мощей преп. Амвросия во Введенском храме. Владимирский собор — это храм-усыпальница, здесь почивают св. мощи преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа.

Литургии в будние дни две: ранняя — во Введенском храме (в 6.40), поздняя — в Казанском (в 9.40). Каждый день в 15 часов служат Акафист преподобным Старцам Оптинским. Вечернее богослужение в монастыре начинается в 16.45.

В воскресенье раннюю Божественную литургию служат во Введенском храме (начало в 5.30), затем полагается соборный молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия. Поздняя Божественная литургия (Казанский храм) начинается в 9.40.

Неподалеку от монастыря расположен святой колодец, ископанный у ворот скита по благословению преподобного Амвросия и освященный в честь Амвросия Медиоланского, и целебный серно-кислый источник с купальней в честь преподобного Пафнутия Боровского на берегу р. Жиздры. Источник находится в 300 м от обители. Вода в нем теплая, окунаться можно и в холодное время года. К купальне от шоссе сквозь лес ведет живописная тропинка.

оптинские старцы

С 6 утра и до 4.20 пополудни от стен монастыря отправляется маршрутка до Козельска. Оттуда ежечасно можно вернуться на автобусе в Москву. Перед отъездом не забудьте заглянуть в монастырскую лавку прямо возле стоянки такси. Здесь продается монастырский бездрожжевой хлеб, мед с некогда знаменитых оптинских пасек, церковное вино, освященная оптинская вода. Домашние будут рады вашим гостинцам …


Рекомендуем посмотреть книги об оптиной пустыни:

"Оптина Пустынь и её времена"
«Оптина Пустынь. Рассказы, притчи, поучения»

Теги: старец ИлияОптина Пустынь

Видеообзор телеканала Союз. Книга «Оптина Пустынь. Рассказы, притчи, поучения»

Закрыть

Написать сообщение

Тема сообщения
e-mail для ответа
Сообщение