Сорок восемь дней молитвы, покаяния и духовного очищения.
Великий Пост — самый древний и самый продолжительный из всех постов Православной Церкви. Его часто называют «весной духовной». В этот период следует оставить мирские заботы, чтобы посвятить как можно больше времени углубленной работе над собой, укреплению нравственных сил и воли. Мы предлагаем читателям пройти святую Четыредесятницу день за днем, Страстную седмицу — ступень за ступенью через скорбь предстояния у Креста ко встрече с Воскресшим Живодавцем Христом.
Великий пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, он же вводит нас в Страстную неделю и затем к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения.
Призваны все.
В этом году Великий пост начинается 4 марта. Святая Церковь установила три подготовительные седмицы (промежуток времени в семь дней) и четыре Недели (что в переводе с церковнославянского значит «воскресный день»). В первую Неделю читается отрывок из святого Евангелия о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), напоминающий верующим о вреде превозношения над их невоцерковленными близкими, а последним, в свою очередь, о возможности с покаянным чувством взыскать Господа. Обетование о том, что все обратившиеся к Богу будут Им приняты и вознаграждены, дается на второй Неделе, когда читается притча о блудном сыне (Лк. 15:11—32). Участь же пренебрегших Господом и слава, предназначенная верным Ему; — содержание евангельского чтения на Неделе о Страшном Суде: Сам Господь говорит о , том. как будет судить нее народы (Мф. 25:31-46). Единственная возможность избежать Суда, оказаться но правую руку Господа, — исполнение Его заповеди: «Не судите, и не будете судимы» (Лк. 6:37), ей посвящена последняя Неделя — Прошеное воскресенье. «Ибо если вы будете прощать подам согрешения их, — говорил Господь в Нагорной проповеди. — то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать, людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). По традиции в этот день все просят друг у друга прошения и с чистой совестью входят во дни Великого поста.
Постное время светло начнем!
В первых великопостных песнопениях все призываются очистить не только плоть, вкушая пищу растительного происхождения, но и душу, как от пиши, воздерживаясь от всякой страсти: не злословить, не обижаться, не осуждать... по-чаще бывать в эти дни в храме и укрепляться в молитве. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! — коленопреклоненно обращаются к Подвигоначальнику, Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
Пост — это время сосредоточения, борьбы и освобождения от пороков и греховных привычек, стяжания легкости и простоты, способности к самопожертвованию и принятию Божественой благодати.
Православные христиане в дни Великого поста следуют составленному святыми отцами уставу трапезы. Особой строгостью воздержания в пище отличаются первая, четвертая и последняя, Страстная, седмицы поста. Однако о мере своего воздержания нужно посоветоваться со священником и обязательно взять благословение на пост.
Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ
История установления Великого поста
Правила, традиции и сроки проведения Великого поста формировались в течение нескольких столетий. Уже во II — III вв. в ночь перед Пасхой совершался пост в воспоминание Христовых Страстей, который заканчивался на рассвете перед Таинством Евхаристии. Этот пасхальный пост считается предшественником поста Великого. Он мог продолжаться от 40 часов до семи дней. В течение 40-часового поста ранние христиане полностью воздерживались от пищи.
Позднее, во второй половине III и в IV в. встречаются упоминания о 40-дневном посте. Возможно, изначально он не был связан с Пасхой, а проводился после Богоявления как воспоминание 40-дневного поста Спасителя в пустыне и лишь позднее стал предпасхальным постом.
Еще один предшественник Великого поста предкрещальный пост. После II в. cтановится распространенной традиция принимать Крещение в Пасхальную ночь. Обязательной частью подготовки к Таинству являлся пост. Вероятно, с течением времени пост перед Крещением и предпасхальный пост объединились в один.
Святитель Афанасий Великий (ок.298-373) в своем втором пасхальном послании конкретно указывает на 40-дневный пост как на пост, предваряющий праздник Пасхи. Святитель включил в него и Страстную седмицу, поэтому пост, по его мнению, начинался за шесть недель до Пасхи. Также он исключил из общего счета дней субботу и воскресенье перед Пасхой, поэтому число дней поста равнялось сорока.
Повсеместное принятие поста в христианской Церкви произошло в конце IV- начале V вв. Тем не менее у людей из разных областей счет дней поста был не одинаков, различалась и сама традиция проведения поста. 69-м Апостольским правилом была провозглашена окончательная обязательность соблюдения поста всеми христианами: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу (40 дней) перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен».
Великий пост состоит из святой Четыредесятнииы (продолжительностью 40 дней) и из Страстной седмицы. Четыредесятница знаменует собой 40-дневный пост Иисуса Христа в пустыне, а Страстная седмица установлена как воспоминание последних дней жизни, страданий, крестной смерти и погребения Спасителя. Каждая седмица имеет определенный смысл и символику.
... Возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностию и с чистым сердцем; потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. Сей святой пост употребим на брань с диаволом; потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого. Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердого, который не отвергает просящего. Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас с земли и возносит на высоту.
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН
Богослужения в течение первой седмицы отличаются длительностью, они сразу вводят нас в особое состояние бодрствования духа, настраивают на молитву, отрешают от суетных помышлений и дел. В пище постимся по мере возможности строго. В первые четыре дня в храмах по вечерам читается Покаянный канон святого Андрея Критского. Преподобный оплакивает себя как худшего из людей, за что святые отцы, знавшие тайну умаления, называют его проповедующий сокрушение канон Великим. В пятый день поста в память чуда Феодора Тирона, не допустившего христианам оскверниться нечистой пищей. Освящается коливо — особое кушанье из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой насытил когда-то всех христиан Константинополя.
Первая Неделя Великого поста — Торжество Православия.
В этот день Святая Соборная и Апостольская Церковь празднует победу над иконоборческой и другими ересями, насеваемыми дьяволом для отвращения душ от спасения.
В эти дни Святая Церковь возносит молитвы обо всех христианах, отошедших в Вечность. Верующие заказывают требы в храме по усопшим близким, творят в их память добрые дела.
Вторая Неделя Великого поста — память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле.
Третья седмица Великого поста
Третья Неделя Великого поста — Крестопоклонная. В субботу на Всенощном бдении для поклонения верующим выносят Святой Крест, который остается в храме до следующей пятницы. Святая Церковь предлагает нам в середине Великого поста поклониться Кресту, чтобы пример Господа Иисуса Христа, претерпевшего ради искупления нас от грехов Крестные муки, воодушевил и нас быть учениками Христовыми: «Кто хочет идти ю Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»(Мк. 8:34).
Четвертая седмица Великого поста
Как и предыдущая, эта неделя называется Крестопоклонной. 3 апреля. Четвертая Неделя Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника. В этот день Церковь вспоминает великого подвижника, жившего VI вв., преподобного Иоанна Лествичника. Он является автором «Лествицы» — творения, исполнение которого последовательно возводит человека к Божественному Престолу.
В этот день Церковь вспоминает великое событие, послужившее началом спасения рода человеческого, славит Деву Марию и научает на Ее всесвятом примере слышанию и исполнению воли Божией.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В субботу, в храмах читают великий акафист Богородице. Эта служба именуется также «Похвалой Пресвятой Богородице» и имеет давнюю историю. Она установлена в Греции в память избавления Царьграда Богородицей от врагов. Этим акафистом Церковь поддерживает верующих в нелегком подвиге поста, напоминая о предстательстве Божией Матери за всех людей перед Богом и о ее заступничестве от врагов — как видимых, так и невидимых.
Великопостный устав жизни
В будние великопостные дни в храмах служится литургия Преждеосвященных Даров — верующие причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на Литургии святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого. Во время Великого поста на Руси и во всех православных странах жизнь людей кардинально менялась: прекращались развлечения и торговля мясом, закрывались лавки, театры и бани. В первые семь дней поста и в Страстную седмицу отменяли занятия в учебных заведениях, временно не работали все государственные учреждения. Таким образом, у верующих освобождалось время для усиленной молитвы и посещения богослужений. Верующие и в наши дни стараются взять хотя бы на дни Страстной седмицы отпуск, чтобы вместе с Господом восходить на духовную вершину года и всей своей жизни.
Пятая Педеля Великого поста — память преподобной Марии Египетской. В лице этой святой Церковь показывает верующим истинный пример раскаяния и милосердия Божия ко всем покаявшимся грешникам.
Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла. Видишь, христианин, пост душевный. Полезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост душевный нужен непременно, потому что и телесный пост без него ничто.
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ
Великий Понедельник.
В этот день мы вспоминаем, как Господь иссушил бесплодную смоковницу. Это чудо — символ уничтожения Спасителем первородного греха, носителями последствий которого после грехопадения прародителей Адама и Евы являются все люди.
Великий Вторник.
Евангельские чтения напоминают нам слова Спасителя, обличающего книжников и фарисеев, и приводят рассказанные Им притчи о талантах, о десяти девах, о Страшном Суде. Еще одна возможность задуматься и пересмотреть свою жизнь: как мы поступаем с врученными нам Господом талантами, полна ли наша душа елеем молитв и добродетелей, внимательны ли мы к своим ближним.
Великая Среда.
В этот день мы вспоминаем великое падение, когда один из близких учеников Господа Иуда Искариот предает Спасителя, сам выбирая участь «сына погибели», «благодать отлагает и смрадом одевается». Но и память великой милости Божией, по которой блудница, омывшая ноги Иисуса Христа слезами покаяния, «целомудренна явися». После литургии прекращаются земные поклоны и любые коленопреклонения в храме, кроме поклонов у Святой Плащаницы.
Великий Четверток.
Воспоминание Тайной Вечери. Именно в этот день Господь накануне Своих Крестных мук установил спасительное для нас Таинство Святого Причащения. Все православные христиане в этот день стараются приобщиться Святых Христовых Тайн. «Вечери Твоея тайныя днесь...» — каждый стремится оказаться среди верных Господу апостолов: «Ни лобзание Ти дам, яко Иуда...» В этот же день в Гефсимании Христос был предан в руки
грешников. На вечернем богослужении единственный раз в году читают 12 Страстных Евангелий о взятии Спасителя под стражу, неправедном суде над Ним. Его пути на Голгофу и Распятии. Во время чтения Евангелий все держат возжженные свечи как знак духовного бодрствования и после службы уносят горящие свечи домой.
Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника.
ПРЕПОДОБНЫЙ АВВА ДОРОФЕЙ.
Воспоминание Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Верующие предстоят с Богородицей и Иоанном Богословом при Кресте. Литургии в этот скорбный день нет, утром совершается Последование часов Великого Пятка, затем во второй половине дня — вынос Святой Плащаницы, пение «Плача Пресвятой Богородицы». Снятие Господа со Креста и положение Его всесвятого Тела во гроб.
Великая Суббота.
Святая Церковь вспоминает погребение Спасителя и пребывание Его во гробе телом, сошествие во ад душою и сокрушение царства зла, освобождение душ праведных. Торжественная процессия верующих с зажженными свечами, медленно следуя за священниками, несущими Евангелие и Плащаницу; обходит вокруг храма: «Святый Боже...» Мир затаился в ожидании грядущего Воскресения. О нем читали в храме древние
пророчества. Перед чтением Евангелия священнослужители переоблачались в светлые ризы. Скорбь светла, ее уже пронизывают лучи Пасхального света...
И вот в ночной тишине раздается: «Христос Воскресе!»
Анна Котова. Покров.